Образ русалки в русской поэзии XIX и XX веков. Этимология слова «русалка» 1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Призентация Комаровой Виктории. РУСАЛКИ В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто.
Advertisements

В.А. Жуковский «Светлана» ПРАКТИКУМ 9 класс. Белинский о Жуковском Литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии.
Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно)
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна. «Вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков», «невиданные деревья и цветы», стены дворца «из кораллов»,
Белокурая берёзка – символ Родины моей (4 класс)
Баллады Василия Андреевича Жуковского.
Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем баллады Жуковского «Кубок»
Их взоры прикованы к небу (Мотив звезды в русской поэзии XIX и XX века) Исследовательская работа Учащихся 11Б класса МОУ СОШ 10 с углублённым изучением.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Никитиной Полиной Александровной.
Литературное чтение. С.Д.Дрожжин. Привет. МуМу Музыкальное искусство. Моя Россия. Авторская песня.
Рыжова Е. 5 РУСА. * 11 класс * Жизнь и творчество А.Т. Твардовского – 1 час. Поэма «Василий Тёркин» - 2 часа * Домашнее задание к последнему уроку по.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
Тема: Габдулла Тукай. Тема родины в творчестве поэта». Урок в 6 классе. Разработала: Монгуш ЕМ, учитель русского языка и литературы.
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Живое слово. Элементы урока в 5 б классе. Крестьянский уклад жизни и народное творчество. Цель: усвоение системы ценностей русского народа; осознание.
Транксрипт:

Образ русалки в русской поэзии XIX и XX веков

Этимология слова «русалка» 1. Название «русалка» старые писатели и ученые соединяли со словами: русло (по местожительству русалок в реках) и русый, русявый (по русому цвету волос у русалок), а также выводили от древних имен священных рек: Росса и Руса. 2. От древнерусского названия праздника и игр: русалии. Русалки, то есть те существа, которых чествуют в праздник русалий, на Русальной неделе. 3. Кроме слова «русалка», существуют также и другие названия русалок: купалка, водяница или водяная, шутовка, чертовка, хитка, лешачиха, лобаста.

Происхождение русалок По верованиям крестьян, в разных губерниях по-разному могли дать свидетельства о русалках. Русалки Русалки - души некрещенных детей, утопленниц и вообще женщин и девиц, лишивших себя жизни и непогребенных. Русалки-шутовки Русалки-шутовки - это обыкновенные древние люди, на которых тяготеет родительское проклятие. Русалки Русалки - девицы, пропавшие без вести. Русалки Русалки - девушки, утонувшие в озере или в реке от неудавшейся любви или с горя. Русалки Русалки - это похищенные у матерей дети, преимущественно некрещеные.

Места обитания русалок Русалки живут не в одном месте, а главным образом в водах, в лесах и полях; местожительство их не одинаково в разные времена года. Чаще всего русалки живут в водах, в хрустальных дворцах, построенных на дне глубоких рек. Осенью русалки выбирают себе развесившуюся, склонившуюся над водою иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. О месте нахождения русалок зимою имеются лишь смутные и неопределенные представления. Одни говорят, что они поднимаются вверх и живут на облаках; другие думают, что они скрываются под землею и спят там остальное время года; иные думают, что будто они переселяются в реки.

М.Ю. Лермонтов «Русалка» Лермонтовская русалка отличается своей добротой, грустью, и является романтичной героиней. Она имеет живые человеческие черты, ей доступны переживания, грусть, тоска, любовь. Автор не описывает русалку, но через песню можно представить ее молодой девушкой, потерявшей возлюбленного.

М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» «Морская царевна» одно из вершинных произведений позднего творчества М. Ю. Лермонтова. Баллада представляет собой слияние народно-поэтической и литературной традиции. Произведение передает истинно русский национальный колорит, вбирая в себя древние предания о русалках, обаяние русских народных сказок. Баллада очень символична и потому предполагает множество самых различных толкований

М.Ю. Лермонтов «Морская царевна» -Догадывался ли Царевич, что царевна – русалка? -Почему «будет он помнить про царскую дочь»? -Какой предстаёт перед нами русалка? -Каким мы видим царевича? Осуждаете ли вы его? -Как вы думаете, автор сочувствует морской царевне?

К.Д. Бальмонт «Русалка», «Русалочка» Русские поэты, создавая свой, романтический облик русалки, наделили её неземным голосом и невероятно красивыми волосами, сделав акцент на роковом сочетании внешней привлекательности и смертельной опасности.

К.Д. Бальмонт «Русалка», «Русалочка» - Чем отличается бальмонтовская русалочка от предыдущих? -В каком мире живет героиня стихотворения «Русалка»? -Каков внутренний мир русалки?

З.Н. Гиппиус «Песни русалок» Философское стихотворение. Первая строфа - О чем мы узнаём в первой строфе? -Что, по вашему, означает «благо»? А для русалок? -Согласны ли вы с русалками?

З.Н. Гиппиус «Песни русалок» Вторая строфа -Почему русалки боятся солнца? За что любят луну? Какими эпитетами описывают луну? -Почему «Все благо: и жизнь! и мы! и луна»? -Чем эта строчка отличается от последней строчки первой строфы? Почему?

З.Н. Гиппиус «Песни русалок» Третья строфа -О чём она? -Как вы думаете, почему русалки говорят, что «мы в белый туман растаем, и белый туман растает» ? -Как русалки воспринимают свою жизнь и смерть? Почему?

Обобщение по теме: русалки в стихах русских поэтов чаще всего не похожи на демонические существа; они наделены человеческими характерами, поступками; русалки воспринимаются как девушки, которые влюбляются, радуются, мечтают, страдают

Домашнее задание: Прочитать в хрестоматии стихотворение С.А. Есенина «Русалка под Новый год» (стр. 53); Определить к какому жанру УНТ близко это стихотворение; Какое стихотворение, прочитанное на уроке, по сюжету и идее похоже на стихотворение С.А. Есенина?