Анализ и самоанализ в профессиональной деятельности деятельности
под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)
профессиональная компетентность: на базовом уровне – умеет применять теоретические знания при решении стандартных профессиональных задач (или другими словами использует умения, когда известен метод решения и т.п.); на специальном уровне – умеет применять теоретические знания при решении «нестандартных» профессиональных задач (задач, для которых нет стандартного метода решения или задач, для решения которых возможно требуется элемент эвристики). уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями.
Компетентностная модель специалиста Аналитические: Управление информацией и знаниями Анализ и самоанализ Управление проектами Управление изменениями системные коммуникативные
Цель – развитие аналитической компетентности специалиста Структуру и содержание аналитического процесса смысл, цели, операции аналитического процесса Организовать аналитический процесс за результаты Аналитическая компетентность специалиста знать уметь нести ответствен- ность
Методология как учение об организации деятельности; Профессиональная компетентность как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи; Аналитическая компетентность как ведущая в единстве с системными и коммуникативными компетенциями
Методология как путь и способ познания Те, кто отказываются от методологии, ищут не то, что надо, не там где надо, и не так как надо. Л.С. Выготский
Методология - «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»
Методология – это учение об организации деятельности. Деятельность Репродуктивная – продуктивная Объективно или субъективно новый результат
Методология – это учение об организации деятельности.
поиск причин происходящих явлений лежит в основе анализа анализ имеет первостепенное значение в управлении (в том числе педагогическом): в процессе реализации функций управления и после завершения каждого из всех этапов управления (планирования, конструирования, организации, контроля, коррекции).
анализ - «совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, - основное средство расчленения - выявление различных функций, свойственных объекту» поиск причин происходящих явлений
Синтез от греч. «synthesis» – соединение, связывание, составление; метод исследования объекта в его целостности, единстве и взаимодействии составляющих его частей. Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое. новое, «управленческое знание» о сути происходящих в них явлений
Рассел Акофф «Анализ сосредотачивается на структуре, он открывает, как работают вещи. Синтез акцентирует на функциях, он открывает, почему они действуют именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез понимание. Первый позволяет нам описать, второй – объяснить.
анализ Педагогического процесса, явлений, ситуаций- форм проявлений типовых проблем Профессиональной деятельности, обобщение опыта - Самоанализ
СТРУКТУРА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( А.Н. Леонтьев)
Три плана анализа Мотивационный Интенциональный Операциональный
«Цель – образ потребного будущего» /Н. А. Бернштейн/.
Проблема от греч. problema – преграда, трудность, задача теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения; противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций.
От структурированных проблем к структурируемым задачам Цели аналитической деятельности Система аналитических действий Результат аналитической деятельности выявленные проблемы - поставленные задачи: проблемы стратегического уровня – стратегические задачи; проблемы тактического уровня – тактические задачи; проблемы оперативного уровня – оперативные задачи
Позиции анализа Фактические результаты, фиксируемые на 200… г. Формулиру мые проблемы Причины возникновения проблем Набросо к плана действий по решени ю данной проблем ы Положите льные достижни я Зоны болевы х точек Как недоста ток внутрен них услови й Как недоста ток внешни х услови й