Особенности развития в подростковом возрасте. I.Развитие всех ведущих компонентов личности. II.Физиологические изменения, связанные с половым созреванием.
1) Развитие интеллекта. От лет формируется формально- логический интеллект, т.е. способность к гипотетико - дедуктивным рассуждениям. Феномен теоретизирования.
Проблемы общения. Самосовершенствование. Поиск смысла жизни. Поиск социальной справедливости. 2) Развитие самосознания.
Познание самого себя и окружающего мира. Центральное новообразование подросткового возраста – становление самооценки: «Открытие Я». 3) Формирование мировоззрения.
Личностная рефлексия проявляется у 78% детей в возрасте лет. 1)Склонность к самонаблюдению. 2)Эгоцентризм. 3)Неустойчивость «образа - Я». Формируется соотношение двух регуляторов поведения: «Я – реального» и «Я – идеального». 4) Развитие рефлексии.
Стремление самостоятельно принимать решения. Конфликты с родителями. Внутренняя установка жить в соответствии с собственным видением и пониманием своего места в окружающем мире (12-13 лет). Стремление освободиться от родительского контроля и отказ подчиняться требованиям взрослых. 5) Чувство взрослости и стремление к эмансипации.
6) стремление объединиться в возрастную группу. Процесс самопознания. Формирование навыков межличностного взаимодействия и общения.
Процесс формирования «образа – Я», морали, взглядов на мир сопровождается сильными аффективными переживаниями. o Повышенное чувство тревожности (общение со сверстниками). o Обострённое чувство одиночества. 7) Эмоциональное развитие подростков.
Зависимость показателей личностной тревожности (LT) от возраста подростка. LT класс
8) Физиологическая перестройка организма. Повышенная утомляемость. Закомплексованность. Дискомфорт, тревожность, депрессии.
Стили воспитания и их влияние на развитие личности в подростковом возрасте. 1.Авторитарность. 2.Директивность. 3.Непоследовательность. 4.Гипо- и гиперопека. 5.Явное и неявное эмоциональное отторжение. 6.Автономность.
Некоторые правила общения с подростком. 1.Не приказывайте – старайтесь понять, выслушать. 2.Будьте гибче, лояльней. 3.Это Ваш ребёнок – будьте ему другом и помощником. 4.Ребёнок должен быть уверен в Вашей любви и поддержке. 5.Никогда не осуждайте ребёнка при других. Помните – это ЛИЧНОСТЬ с чувством собственного достоинства. 6.Замечая недостатки – помните о достоинствах. 7.Гордясь достоинствами ребёнка – не забывайте о недостатках. 8.Будьте последовательны в своих действиях. 9.Всегда выполняйте слово, данное ребёнку. Главное! Любите своего трудного подростка!