Петербургская повесть.
Расскажите об истории создания памятника. Открытие памят- ника Петру 1 на Сенатской площади состоялось 7 августа 1782 г. Скульптор Э.Фальконе
«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине.» Какой? Вступление. «На берегу пустынных волн стоял ОН, дум высоких полн…» Наводнение 1824 года. Прочитайте строки к этому рисунку Почему Петр не назван по имени?
Нет. « ПРОШЛО СТО ЛЕТ, И ЮНЫЙ ГРАД ПОЛНОЩНЫХ СТРАН КРАСА И ДИВО, ИЗ ТЬМЫ лесов, ИЗ ТОПИ БЛАТ ВОЗНЕССЯ ПЫШНО, ГОРДЕЛИВО…» Изображает поэт строительство города?
«НЕВЫ ДЕРЖАВНОЕ ТЕЧЕНЬЕ» Как Пушкин описывает город?
«ЛЮБЛЮ ТВОЙ СТРОГИЙ, СТРОЙНЫЙ ВИД»
«К РАСУЙСЯ, ГРАД П ЕТРОВ, И СТОЙ Н ЕКОЛЕБИМО, КАК Р ОССИЯ, Д А УМИРИТСЯ ЖЕ С ТОБОЙ И ПОБЕЖДЕННАЯ СТИХИЯ…»
«БЫЛА УЖАСНАЯ ПОРА…» «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом…» «Нева металась, как больной….» «И ветер дул, печально воя…» Побеждена ли стихия?
«В то время из гостей домой п ришел Е вгений молодой…» О чем же думал он? Какой герой появляется в поэме?
«…он молод и здоров. Трудиться день и ночь готов; Он как-нибудь себе устроит приют смиренный и простой…» «И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят...» Почему рядом с мечтами Евгения расположился памятник Петру? Ответим на вопрос в конце нашей беседы.
«Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела…»
«И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась». Какова роль сравнения?
На Сенатской площади Где очутился герой? Роль выделенных прилагательных?
«И обращен к нему спиною ……………………………………….. Кумир на бронзовом коне.» Почему в таком ракурсе видит Евгений Памятник?
«Глядит…идет…еще глядит…» «И вдруг, ударя в лоб рукою, Захохотал.» Найдите строки к рисунку
«Злые дети бросали камни вслед ему. И так он свой несчастный век влачил… Ни житель света, ни призрак мертвый…» Что случилось с Евгением?
«Ужасен он в окрестной тьме! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!» Какой смысл заключен в слове Ужасен?
«И вдруг стремглав бежать пустился.» Что перед этим сказал Евгений? «Добро, строитель чудотворный!- шепнул он, злобно Задрожав,- Ужо тебе!..»
«За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.»
«Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?» Как вы думаете, почему вопросом заканчивается произведение?
Ответьте на вопросы: 1.Герои поэмы? Петр, Медный всадник, Евгений, Нева. 2.Что объединяет всех действующих лиц? Петербург (поэт определил жанр – петербургская повесть) 3.Удалось ли Петру победить стихию? Нева – побежденная, но не смирившаяся сила. 4.Почему «кумир на бронзовом коне» обращает взгляд на Евгения, а во время наводнения был спокоен? Перед ним Человек, духовно равный ему. Сталкиваются государственное и частное.
Бунт героя свидетельствует о том, что дело Петра Великого, как называл его Пушкин, не может быть однозначно оценено потомками.
Темы письменных работ: Как изображается Нева в поэме? Образ Петербурга в поэме. Почему Евгений грозил памятнику? Каким Пушкин изображает в поэме Петра Первого? Знаете ли вы мифы о Петербурге? Если да, то расскажите об одном из них