Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле. Составила Кижватова Е.В. Природоведение.5 класс.
Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле. Урок обобщения и закрепления пройденного материала. Цели урока: обобщить знания о строении и свойствах живых организмов, повторить строение живых клеток и их разнообразие, закрепить понятия, связанные с распределением энергии в пищевых цепях, выявить взаимосвязь между поведением человека в природе и окружающей средой.
1. Ныне живущие организмы на Земле ( кроме вирусов) состоят из клеток. Живые организмы ВирусыБактерии Простей- шиеГрибыРастенияЖивотные
2. Каким организмам принадлежат следующие клетки? Что обозначено под цифрами 1- 4? Рисунок 1.Рисунок ядро оболочка цитоплазма хлоропласт Растительная клеткаЖивотная клетка
3. Клетки образуют ткани, ткани образуют …, а органы – единый…. Мышечные клетки Мышцы Организм - птица
4. Одни живые организмы состоят только из одной клетки, другие – из … клеток. Амебы. Птицы.
5. Любой новый организм возникает только из живых клеток. А) у одних из клеток тела, это размножение …. Б) у других – из … и … половых клеток, это … размножение. В его основе лежит … деление клеток.
6. Всем живым организмам приходится бороться с неблагоприятными условиями, поэтому они производят потомства больше, чем его выживает. Благодаря этому … продолжается. Какое потомство могут оставить за один год эти живые существа? Решите задачу. Один цветок гороха после опыления может дать 10 семян. Сколько потомства может оставить семя гороха, если на одном растении за год может распуститься до 30 цветков?
7. Живые организмы вырабатывают приспособления для защиты, нападения, сохранения потомства. А) органы защитыВ) маскировка Б) органы нападенияГ) ваш пример защиты потомства
8. Живые организмы должны питаться. Взрослые организмы обеспечивают себя питательными веществами и запасают их для развития нового организма. Строение семени ландыша.Строение куриного яйца. Строение семени тыквы. Плод в животе у матери через 4 недели, 7 недель, 3 и 4 месяца.
9. Пищу на нашей планете организмы перераспределяют через пищевые цепи. Все звенья цепи играют важную роль. Они регулируют число других живых организмов и сохраняют разнообразие жизни. 1. Начальное звено – это растения. Только они кормят себя сами, образуя органические вещества из … и …. В процессе питания - … растения выделяют …. 2. Далее идут растительноядные животные. Необходимые органические вещества они получают из …. 3. Далее следуют хищники и паразиты. Хищники используют питательные вещества, накопленные в их …, а паразиты – своих ….
10. Для жизни организмам необходима энергия. Источником энергии для всех жителей Земли является …. Взять энергию Солнца и передать ее животным и человеку вместе с пищей может только …. Поток энергии через типичную пищевую цепь.
11. Растению нет необходимости передвигаться в поисках пищи. Животные и человек должны добывать уже готовые органические вещества. Поэтому животные …, а человек трудится. Волки загоняют лося
12. Живые организмы не могут жить без воды, в которой растворяются необходимые для жизни вещества. Химические реакции, происходящие в живых организмах невозможны без воды, так как вода является … большинства веществ.
Дышать, питаться, размножаться, расселяться живые организмы могут, только живя вместе. Бесконтрольно уничтожая растения и животных, загрязняя воздух и почву, человек ставит под угрозу существование жизни на Земле, и своей в том числе.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.