Исправленному верить! Коррекционные мероприятия по преодолению дезадаптации у детей. Есть только одно благо-знание, и только одно зло-невежество. Сократ.
Причины школьной дезадаптации. Главная ее причина в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит из семьи, где он не чувствовал переживания «МЫ», то и в новую социальную общность-школу-выходит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению,неприятие школьных норм и правил лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях, где дети отвергнуты и безразличны родителям.
Совместная работа педагога, психолога и родителей. Она должна быть направлена на развитие у детей правильного отношения к результатам своей деятельности, формирование навыков самоконтроля и сотрудничество родителей, педагога и психолога.
Работа психолога с учителем. Она должна быть направлена на: -умение учителя давать ребенку точную содержательную информацию о результатах его деятельности,не смешивая ее с оценками и замечаниями, относящимися к личности в целом; -правильное отношение к неудачам и ошибкам детей; -выделение четких требований к детям в учебной деятельности и поведении, разъяснение этих требований детям и родителям, обеспечение самоконтроля; -анализ причин трудностей во взаимоотношениях с некоторыми учениками и поиск путей преодоления этих трудностей.
Работа педагога и психолога с детьми. Она включает: -формирование у детей критериев и навыков самоконтроля, самостоятельной оценки собственной работы; -обучение детей пониманию способов собственной деятельности; -становление правильного отношения к успеху как к следствию своих собственных возможностей и усилий; -развитие адекватного отношения к неудачам, позволяющего не бояться ошибок; -формирование умения не смешивать оценку результатов конкретной работы с отношением педагога к себе; -развитие у ребенка навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, а также учебных и игровых навыков.
Работа с родителями. -консультирование и просвещение по вопросам индивидуальных особенностей ребенка, вхождения в школьную жизнь, о способах и методах помощи ребенку, роли семьи в решении школьных проблем; -ежедневное общение учителя и родителей должно быть посвящено не только выполнению домашних заданий,но и состоянию ребенка, его интересам, семейным традициям, что дает возможность всесторонней помощи школьнику в случае возникновения у него трудностей.
Психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающим трудности в адаптации - Для снятия тревожности ускорения школьной адаптации. -Для развития у детей приемов и способов владения собой и своим поведением в эмоционально напряженных ситуациях. -Для улучшения межличностных отношений -Для диагностики и коррекции внутригрупповых отношений между детьми. -Для коррекции негативных отношений и разрешения актуализирующихся конфликтов.
Для снятия тревожности. Используется метод последовательной десенсебилиза ции. Или игры-драматизации «Очень страшная страшилищна я школа». Кроме этого можно применять приемы: «Рисование страхов», «Рассказы о страхах», «Школа клоунов», «Школа зверей», «Школа людей», «Я не могу-я могу –я сумею…..»
Для развития приемов и способов владения собой и своим поведением в эмоционально напряженных ситуациях. Проигрывание предварительно сконструированных трудных ситуаций.-Анализ отрывков из художественных текстов, содержащих описание трудных ситуаций и особенности действий в них человека.-ведение элементов аутотренинга (« Я спокоен», «У меня все получится», «Все будет хорошо», счет до 10, разрядка с помощью физических упражнений.
Для улучшения межличностных отношений. Можно использовать следующие методические приемы; -свободное рисование(каждый рисует то, что хочет) -разговорное рисование (работа в парах, у каждой пары один лист бумаги,они общаются с помощью образов, линий, красок); -дополнительное рисование (рисунок посылается по кругу, и каждый что-то дорисовывает). -совместное рисование (несколько человек рисует на одном листе бумаги). -рисование в паре («Рукавички»), направленное на умение сотрудничать. Важен не только процесс рисования, но и обсуждение удачных технологий взаимодействия, обращение к личному опыту, анализ эмоций и коммуникативных умений детей -
Для диагностики и коррекции внутригрупповых отношений между детьми. Лист ватмана делится пополам. Детям предлагается «поселиться» на одной или другой половине листа: в «деревне, среди других домов» либо в «глухом лесу». Каждый ребенок рисует собственный домик и подписывает свое имя. После того как все домики «построены», каждый участник проводит от своего домика две тропинки к домикам тех детей, к кому он хотел бы ходить в гости. Здесь важно активное участие ведущих, помогающих детям находить продуктивные способы взаимодействия.
Для коррекции негативных отношений и разрешения актуализирующихся конфликтов. Различные индивидуальные варианты продолжения рисунка: построить или разобрать забор вокруг своего дома, с согласия «хозяина» украсить его двор клумбой с цветами. В качестве продолжения работы можно предложить детям на чистом листе ватмана «заселить многоквартирный дом», нарисовать общий дом, распределить между собой квартиры, украсить свое (и/или чужое) окно, разбить сад вокруг дома, обустроить двор и.т.д.
Спасибо за внимание!