Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Пахолкова Н. Н.
Учебник «Русского языка» по программе Быстровой Е. А. - включен в Федеральный перечень; - допущен Министерством образования и науки Российской Федерации; - соответствует стандартам второго поколения.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе (210 часов) Система языка 165 ч Речь. Речевая деятельность 45 ч
- яркая обложка, - цветные иллюстрации, - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, - межпредметная связь.
Усвоение содержания обучения предмета русскому языку обеспечивает формирование и развитие компетенции -коммуникативная; -лингвистическая (языковедческая); -языковая; -культуроведческая.
Коммуникативная компетенция – это способность, реальная готовность к межличностному и межкультурному общения адекватно целям, сферам и ситуациям общения.
Коммуникативная компетенция включает в себя: -з-знание речеведческих понятий; -о-овладение основными видами речевой деятельности в разных сферах общения; -о-овладение основами культуры устной и пиьменной речи; -п-предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера.
Речевой Проверяем себя аспект курса
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
Цель обучения: - формирование навыков самого учебного процесса с учетом сферы, ситуации, адресата общения, социальной роли говорящих. Путь достижения цели : речевая направленность самого учебного процесса, приближение его к условиям естественного общения.
Коммуникативные упражнения: -сравните, -сопоставьте, -докажите, -поправьте, -возразите, -предложите, -объясните, -уточните и другие. -,-, а) коммуникативные целевые установки
Коммуникативные упражнения: б) часто создаются ситуации, которые требуют участия школьника в данном речевом общении.
. - основная единица обучения языку и речи; - осуществляет изучение единиц языка, его грамматических форм и явлений; - средство овладения устными и письменными формами русской речи; - обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание школьника; - обеспечивает восприятие и принятие культуры русского народа, ее традиций и ценностей. Текст
Отбора текстов в учебнике по принципу обучения языку как полифункциональному явлению. - тексты учебно-научной литературы; - художественной литературы; - публицистической литературы; - включены отрывки, фрагменты из изучаемых произведений русской литературы; -и-из учебников по другим предметам; -п-проблемного характера; -р-рассказы о жизни животных; -м-материал детских журналов.
Из художественной литературы
Из историй
Из информатики
Тексты проблемного характера
Рассказы о жизни животных
Из разговорной речи
Работы с текстами -выразительно прочитать текст, озаглавить, определить основную мысль, -написание сочинений и изложений, - работа с разными видами словарей (толковым, орфоэпическим, синонимов, эпитетов, словообразовательным) - текстоведческий анализ текста ( тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Сочинение-миниатюра
Обучение проводится на фоне мира детства, его информационного пространства. Многие тексты могут быть знакомы учащимся, но авторы сочли возможным включить их в учебник, так как сложные явления русского языка целесообразнее усваивать на более простом текстовом материале.
Спасибо за внимание.