Традиции, обычаи в воспитании казаков
Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа. Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.
Рождение казака У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка, жить недалеко от крестника. После рождения ребенка, на третий день, ребенок получал имя от родителей и в казачьем роду принимались за его воспитание. С самых ранних лет все дети воспитывались в любви к Изначальной Вере, Богам и Предкам. Ребёнка особо не торопились распеленывывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, « взять на зубок ».
Крестины казака После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется,«на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется,«на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению. Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.
Возрастной процесс воспитания Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет и до 12 лет.(Современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям). Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет и до 12 лет.(Современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям). До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном, в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. На стене в курене висела шашка отцовская (или дедовская). Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном, в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. На стене в курене висела шашка отцовская (или дедовская). Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного.
А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации. А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях.А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях. А ещё пословицы и поговорки из уст старших.А ещё пословицы и поговорки из уст старших. В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!» И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам. Видимо, существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и, конечно,воспитания.Видимо, существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и, конечно,воспитания.
Элемент воспитания- игра Игра была немаловажным элементом в воспитании казака. Игры были устоявшиеся веками, и, естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого. Игры были направлены на развитие фантазии, силы, ловкости. Игра была немаловажным элементом в воспитании казака. Игры были устоявшиеся веками, и, естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого. Игры были направлены на развитие фантазии, силы, ловкости.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой. Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно. Наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу). С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать. И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.). СПАС ( казачья система выживания). Основным направлением воспитания молодых было не физическим, а духовным. Только через понятие духовности молодые казаки снова и снова возвращались к физическому развитию.
И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали! И что мы в них заложим, то и получится потом.И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали! И что мы в них заложим, то и получится потом. Как говорил один старик-казак:Как говорил один старик-казак: «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»«Казаков много не бывает, но мало не покажется!»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!