Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Advertisements

"Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" Учитель русского языка и литературы Радченко Ю.В.
Прямая речь Цели урока: Образовательная - дать представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, вспомнить.
Урок в 5 классе Раздел «Синтаксис» Тема урока: Прямая речь Учитель: Зигангирова Юлия Федоровна.
Урок в 5 классе Раздел «Синтаксис» Тема урока: Прямая речь Учитель: Зигангирова Юлия Федоровна.
Урок в 5 классе Раздел «Синтаксис» Тема урока: Прямая речь.
Прямая речь. Цели нашего урока Что? Какой? Каков? Как? Зачем? Прямая речь Строение предложения с прямой речью Знаки препинания в предложениях с прямой.
1 Синтаксис Прямая речь 2 Опорный конспект «П» «П» - прямая речь, слова какого-либо лица, передаваемые без изменения. А А - слова.
Некоторые формы активного обучения на уроках русского языка и литературы Учитель: Пирогова Л.А.
Выполнила : учитель начальных классов МОУ СОШ 2, г. Верхняя Пышма, Свердловской области Ильина Оксана Викторовна.
Лингвистическая и методическая основа для отбора содержания тематического контроля по русскому языку О.Н. Гулеватая, старший преподаватель кафедры языкового.
1. Укажите верное утверждение. 1.Обращение – это член предложения. 2.Обращение не является членом предложения. 3.Обращение – это обобщающее слово. 4.Обращение.
Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме: Прямая речь в предложении
Прямая речь. 1. В данных предложениях выделить грамматические основы, составить схемы. 2. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях. 1. Капли.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Фрагмент урока в 5 «В» классе (объяснение новой темы) (закрепление изученного) Учитель Зуева Людмила Васильевна.
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью Русский язык.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 9 – 11 классе собраны учителем МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Выполнил студент группы Ад – 11 Андриянов Антон. Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Петроний, древнеримский писатель)
Предложения с прямой речью. Способы передачи чужой речи При разговоре мы часто передаём собеседнику высказывания других людей, то есть не свою речь, а.
1. А: «П» 2. А: «П!» 3. «П», - а. 4. «П», - а. 5. А: «П». 6. «П», - а. 7. «П», - а.
Транксрипт:

Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые без изменения

В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь

Прямая речь может стоять до и после слов автора А, а «П» слова прямая автора речь,,П, - а. А:,,П.

Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с прописной (большой) буквы

Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от того, в каком порядке идут прямая речь и слова автора

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит после слов автора: А:,,П. А:,,П! А:,,П?

Пунктуационные схемы предложений, в которых прямая речь стоит перед словами автора:,,П, - а.,,П! – а.,,П? – а.

На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь. Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей.

Проверяю себя Схематический диктант 1. «П!» - а. 2. «П», - а. 3. А: «П». 4. «П?» - а.

Тренажер Расставьте пропущенные знаки препинания Расставьте пропущенные знаки препинания Все это верно согласился строитель А как вы думаете обратился председатель к залу Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

Расставьте пропущенные знаки препинания. 1 Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник 2 А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки 3 Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. 1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь 2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц. 5. Лисичка сказала Я тебя съем

Проверяю себя Проверяю себя А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернетесь?» 2. «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик»,- советовала старая утка. 3. «Неужели река замерзнет?» - думала Серая Шейка. 4. «Ах, как ты меня напугала, глупая!» - проговорил заяц. 5. Лисичка сказала: «Я тебя съем».

Составьте предложения на тему «Зима и птицы»

Из двух предложений постройте одно с прямой речью Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки! Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Рассуждала девочка.

Дополните предложения прямой речью Мальчик весело крикнул: «__!». «__», - сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам «П!» - а. А: «П?»

Физкультминутка

Работа с текстом Определите основную мысль текста

Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды»,- проговорила вторая. «Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчелке без цветка», - щебетала четвертая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья», - прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому)

Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли),использует для этого глаголы речи-мысли. В словах автора может характеризоваться речь.

Прямая речь А – слова автора П–прямая речь, (обычно есть слова т.е. слова какого-либо речи, мысли) лица, переданные без изменения Знаки препинания при прямой речи А:,,П.,,П, - а. А:,,П!,,П! – а. А:,,П?,,П? – а. Слова речи, мысли спросить, сказать, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, говорить, писать, учить, желать, завещать, объяснить, возразить, прошептать, интересоваться, предложить и т.п.

В предложениях поставьте знаки препинания. В местах пропусков впишите глаголы «говорения» и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? 1. Буратино ______________ _____________ Как посадить золотые в землю 2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло. 3. Идемте скорее, ключик подходит ______________ ______________ всех Буратино.

Домашнее задание подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок; сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью; упражнение 241.