Выросла золтая травка на ложке. Распустился красный цветок – мальва на плошке. Ягода клюква созрела на поварешке. И клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.
Вот лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы, стоят блюда. Вся эта домашняя утварь, выточенная из дерева, веселит глаз затейливым узором. Откуда же взялась вся эта красота?
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы.
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары- умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится.
Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи по – жарче да посмеиваются над Зимушкой.
А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы.
Экономя золото, иконописцы Древней Руси придумали закрашивать фон серебром или тертым алюминием. А потом покрывали лаком из льняного масла и ставили в печь. Под влиянием температуры лак становился золотистого цвета, и просвечивающееся серебро тоже становилось золотистым.
«Травка» - это тонкие, легкие мазки кисти, сквозь которые мерцает золото фона. «Письмо под листок» - отличается от травки более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок.
«Кудрина» - это роспись, в которой формы листиков, цветов создаются кистью из круглящихся завитков. «Махаон» - этот жаркий цветок с черными и золотистыми тычинками, усиками, так и хочется назвать бабочкой – махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнулими и вот – вот улетит.
«Розан» - нанесение толстой кисточкой широкими мазками силуэта цветка, при этом нажим кисти идет на внешнюю часть, внутри рисуется круг, тычинки. «Бутон» - состоит из круга и трех – четырех небольших мазков с одной стороны, внутри круга обычно оставляют блик – белое пятно.
«Листок» - это рисунок в виде листьев акации и листьев розы с усиком на конце, контур, прожилки обводят темной краской. «Паутинка» - тонкой кисточкой наносится сеточка из голубой краски, в середине каждого звена могут быть более темные точки.
ГжельХохлома ГлинаДерево Посуда Огонь Краски Синий Белый Голубой Черный Желтый Красный Фантазия