Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 29 Былинкина И.А.
Актуальность темы. Умение рациональным способом решать нестандартные задачи- требование времени. Низкий уровень развития словесно- логического мышления у учащихся начальных классов и вызванные этим затруднения в учебной деятельности детей.
Математику затем учить надобно, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов.
Мышление-это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний.
Виды мышления. По степени новизны и оригинальности: Продуктивное (творческое) Репродуктивное (воспроизводящее)
По типу решаемых задач: ТеоретическоеПрактическое
По форме: Предметно- действенное Наглядно- образное Словесно- логическое
Затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках математики. Анализ объектов с целью выделения признаков. Составление целого из частей (синтез). Выбор оснований и критериев для сравнения. Определение понятий, выведение следствий. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждения. Выдвижение гипотез и их обоснование. Недостаточная доказательность рассуждений.
Пути решения проблемы: Создание на уроках благоприятной атмосферы, способствующей включению учащихся в познавательную деятельность.
Применение технологии деятельностного метода обучения.
Решение логических, комбинаторных и эвристических задач разного уровня сложности
Проведение уроков математики в форме викторин, конкурсов, интеллектуальных турниров.
Технология деятельностного метода обучения. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия деятельности.
ФРАГМЕНТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «Нахождение доли числа».
Выполни задания: __1__ Найди 2 числа 40 __1__ Найди 4 числа 100 __1___ Найди 5 числа 150
Проверь: Найди свойства полученного ряда чисел. Найди «лишнее» число
Составьте выражение к задаче: _1__ «В классе a учеников. n часть всех учеников класса учится на 5. Сколько учеников этого класса учатся на 5?
Варианты решения: a * n a : n a : 5 * n (a +5) : n нет варианта
Цель урока: Построить алгоритм решения задач на нахождение доли от числа.
Каким способом вы предлагаете вести поиск?
Решим несколько подобных задач с числовыми значениями: _1_ «В классе 24 ученика. 3 часть всех учеников класса учится на 5. Сколько учеников этого класса учатся на 5? _1_ «В классе 20 учеников. 4 часть всех учеников класса учится на 5. Сколько учеников этого класса учатся на 5?
Проверьте: уч. _1_ _ ?уч. 3 ______________ 24: 3=8(уч.) уч. _1_ _ ? уч. 4 ______________ 20:4=5(уч.)
Вернёмся к первой задаче: 1- a уч. _1_ _ ? уч. n a : n
Сделаем вывод: __1___ Чтобы найти n долю числа a, можно разделить число a на n.
Решим задачи, используя этот алгоритм.
Использование различных форм проведения уроков математики.
Спасибо за внимание. Желаю удачи!