Проблемные мотивации на уроках русского языка и литературы и пути их решения. Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ4г.Маркса Луконина Татьяна Дмитриевна.
ЭТО ПСИХОЛОГИЯ! Мотив- любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. Мотивация- это система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию её поведения.
Причины появления проблемных мотиваций Причиы появленяпроблеых мотивацй Учитель Положение науки в обществе Состояние школьных учебников. Учет возрастных особенностей учащихся. УченикСемьяОбщество
Качество знаний учащихся на разных ступенях обучения Основная - до15% К концу 9 класса категория успешно обучающихся детей сокращается в 3-4 раза Начальная школа 100%
в процессе обучения учащиеся почти не встречаются с - заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; - жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; - заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; - заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; - напряженным графиком выполнения работы. в процессе обучения учащиеся почти не встречаются с - заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов; - жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; - заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся; - заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки; - напряженным графиком выполнения работы. Недостаточно у российских учащихся таких качеств, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции. Недостаточно у российских учащихся таких качеств, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции.. PISA
Общество
Причины, которые приводят к проблемным мотивациям. Учитель отношения с учащимися Особенности личности учителя. Невладение современны ми методами Неправильн. отбор содержания учебного материала Внимание мотивации учащихся
Ученик
Особенности подросткового возраста Положительные мотивац. общая активность подростка стремление к самостоятельности, разнообразия интересов интерес к закономерностям мотивы самообразования стремлен быть взрослым Интимн-личностн общение со сверстниками.
Особенности подросткового возраста Негативная мотивация трудность во взаимоотношениях с другими людьми, Непонимание связи учеб. предмета с реальным применением избирательный интерес к каким-то одним предметам социально- экономические факторы
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПУТИ РЕШЕНИЯ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ Гуманное отношение Доверие детям Нетрадиционные формы контроля Язык как средство общения Учет возраста
Приёмы для развития интереса к изучаемому предмету Приёмы для развития интереса к изучаемому предмету «Оратор» «Оратор» «Автор» «Автор» … «Фантазёр» … «Фантазёр» «Кумир» «Кумир» «Профи» «Профи»
ПУТИ решения проблем К\р- кроссворл Кредит доверия Урок-за- чет»Вер- тушка» Проектная деятельность «Договор» Зачёт в форме спектакля Урок- игра Ученик- экскурсовод
ПУТИ решения проблем Необходимое условие для всего этого - знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы. Необходимое условие для всего этого - знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.