1 Доступность финансовых услуг для малого бизнеса. Развитие микрофинансирования и кредитной кооперации Михаил Мамута, Президент НАУМИР и Российского Микрофинансового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Инновации в развитии региональной финансовой инфраструктуры и повышение доступности финансовых услуг Михаил Мамута, Президент НАУМИР и Российского Микрофинансового.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ повышения доступности розничных финансовых услуг. Меры по развитию микрофинансирования в Российской Федерации, 2008 – 2012 Экономический анализ.
1 Приоритеты развития микрофинансирования и меры по расширению взаимодействия микрофинансовых организаций с ВЭБ/РосБР в 2011 г. Михаил Мамута, Президент.
Банки и МФО – возможно ли сотрудничество? Москва 11 апреля 2013 г.
Роль микрофинансирования в финансовой поддержке малого предпринимательства.
Микрофинансирование как эффективный инструмент в развитии микро- и малого бизнеса V Байкальский Экономический Форум Круглый стол «Поддержка малого и среднего.
Российский Микрофинансовый Центр Микрофинансирование в России. Особенности рынка Москва, Президент - Отель 30 ноября 2006 года.
1 Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению «Микрофинансирование» , г. Киев.
Российский Микрофинансовый Центр СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ Владивосток, 20 июня 2005 г.
1 От микрофинансирования – к финансовым услугам «для всех» Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков «Россия», Заместитель председателя.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Поддержка МСП через организации, осуществляющие микрофинансирование» О.В. Теплоухова,
6-7 мая 2009 года1 Доступность финансирования для малых и средних предприятий Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России, Эксперт.
1 Стратегия развития банковского сектора: от государственного регулирования к государственному программированию Анатолий Аксаков, Член Национального банковского.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
15 ноября 2007 года г. Москва IV Национальная конференция Микрофинансирование в России: строим всеохватывающую финансовую систему.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Программа ОАО «РосБР» как одна из форм государственной поддержки микрофинансирования.
19 мая 2007 года, Казань1 Финансовая грамотность – инвестирование – кредитные рейтинги Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России.
1 Стратегия развития банковского сектора: от государственного регулирования к государственному программированию Ассоциация региональных банков России.
Конференция Федерации саморегулируемых организаций России, Москва, октября 2012 Государственный контроль и надзор в сфере кредитной кооперации С.Л.Федоров.
Пути сохранения доступности финансовых услуг для малого бизнеса в условиях мировой финансовой нестабильности.
Транксрипт:

1 Доступность финансовых услуг для малого бизнеса. Развитие микрофинансирования и кредитной кооперации Михаил Мамута, Президент НАУМИР и Российского Микрофинансового Центра

3 Текущее состояние банковского сектора России (июнь 2009 г.) : Капитал = $108 млрд. Кредиты = $664 млрд. Активы = $914 млрд. Число действующих банков = 1041 Число точек продаж (филиалы, доп.офисы, опер.кассы, кр- касс.офисы, опер.офисы) = 41 тыс. Доля населения и МП, не охваченного банковскими услугами = 45% или 60 млн. субъектов

Региональные диспропорции в банковском обслуживании В среднем обеспеченность банковскими услугами в регионах составляет лишь 4% от уровня Москвы

7 Финансовое обслуживание в России: доступность Финансовые услуги Доступность Расчетно-платежные услуги ~ 95% населения, из них около 80% через агентов Срочные вклады в банках ~ 20% населения Кредиты МСП ~ 30% спроса Ипотечные кредитыменее 2% населения Микрофинансированиеменее 2% населения

Кто наименее охвачен финансовыми услугами ?

Обеспеченность розничными финансовыми услугами в Центральной и Восточной Европе Целевой уровень – около 4 тыс. евро на жителя

6 Отделения и офисы банков Отделения банков ( на 100 тыс. населения) Помесячная динамика числа отделений банков Воздействие кризиса -110 (-3%)

Кредитование ИП млрд.руб. показатель Кредиты физическим лицам- индивидуальным предпринимателям, млрд.руб ,4340,7347,6 просроченная задолженность, млрд.руб.4,25,55,96,2 просроченная задолженность, %1,55%1,70%1,73%1,78% Прирост кредитного портфеля, %-19%5%2% Кредиты ф.л.индивидуальным предпринимателям, % активов банков1,9 1,8

2 Постановка задачи Доступность финансовых услуг для ММП: необходимость коллективного ответа Концепция НАУМИР по повышению доступности финансовых услуг исходит из необходимости существенного изменения структуры розничного финансового рынка и появления новых типов финансовых посредников. Почему существующая финансовая система не может в должной мере решить проблему доступности? Проблема институциональной ограниченности. Концепция взаимодополнения финансовых институтов: банки, небанковские финансовые организации, агенты и операторы ДФО

Системный ответ Кредитные организации: пути сохранения и развития региональной банковской инфраструктуры (рост сверху) Небанковские микрофинансовые институты (рост снизу) Перспективы использования агентов и субагентов Другие формы дистанционного финансового обслуживания (электронные деньги и платежные системы)

Россия: Кредитные организации Банковский секторКрупные банки расширение возможностей банковских филиальных сетей (развитие регулирования операционных офисов) Малые банки концепция «региональных банков» и совершенствование регулирования НДКО

Агенты: российский путь Агенты По структуре обслуживания P2B (платежные терминалы) B2P (коллекторы, кредитные брокеры, отправка кредитных карт по почте) P2P (системы денежных переводов) По видам услуг Платежи и переводы (~95%) Выдача и погашение кредитов (~5%) По моделям Банковская Небанковская

Небанковские микрофинансовые институты Состояние российского рынка микрофинансирования: На 1 июля 2008 г. в России действовало не менее 2300 небанковских МФО, включая кредитные кооперативы, частные коммерческие МФО, фонды поддержки предпринимательства, НДКО, в то время как в 2003 г. таких организаций было всего 150. Общий портфель займов МФО составил 24 миллиарда рублей; Средний размер займа составил 3500 долларов США; Средний уровень доходности капитала в МФО составил 22% Принципы системного взаимодействия МФИ с банками: - Малый банк МФИ - Кредитное взаимодействие; - РКО; - Агентское взаимодействие - Формирование связок (МФИ – НРКО)

Результаты антикризисного мониторинга МФ рынка

Основные положения законопроекта «О кредитной кооперации» 1. Положения законопроекта о государственном регулировании и саморегулировании в сфере кредитной кооперации. Госрегулирование Функцией госрегулирования наделяется федеральный орган исполнительной власти. Регулятор осуществляет контроль за деятельностью СРО кредитных кооперативов, кооперативов, объединяющих более членов, кредитных кооперативов второго уровня. Саморегулирование Членство в саморегулируемой организации обязательно для всех кооперативов. 2. Положения законопроекта об обеспечении финансовой устойчивости кредитных кооперативов. Установлены требования к финансовым нормативам, к порядку распоряжения имуществом кредитного кооператива, предусмотрены ограничения деятельности с повышенными рисками (фондовый рынок) 3.Положения, направленные на защиту интересов членов кредитного кооператива. Определен порядок вступления и выхода, порядок выплаты паенакоплений, включены положения об имущественной ответственности кредитного кооператива и его членов. 4. Положения, направленные на защиту интересов кредиторов. Определен порядок реорганизации и ликвидации кредитных кооперативов и порядок расчета с кредиторами. 5. Положения законопроекта о двухуровневой системе кредитной кооперации. Введено понятие кредитного кооператива второго уровня, определены условия вступления в кооператив второго уровня, предусмотрены дополнительные ограничения на использование средств кредитного кооператива второго уровня и дополнительные требования к обеспечению его финансовой устойчивости.

Основные положения законопроекта «О микрофинансовых организациях» 1. Главная цель – создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и осуществление мер государственного стимулирования микрофинансовой деятельности 2. Положения законопроекта о приобретении статуса микрофинансовой организации. Законопроект вводит определение понятий «микрозаем», «микрофинансовая деятельность», «микрофинансовая организация», определяет порядок приобретения статуса МФО. Проект распространяется на недепозитные МФО в форме коммерческих и некоммерческих организаций. Организация приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций. Статус микрофинансовой организации (внесение сведений об организации в государственный реестр) приобретается в добровольном порядке. 2. Положения о порядке осуществления деятельности, о правах и обязанностях микрофинансовой организации. Законопроектом предусмотрены правила осуществления микрофинансовой деятельности, в том числе права и обязанности микрофинансовой организации и заемщика при предоставлении микрозайма. Законопроектом введен ряд ограничений деятельности микрофинансовой организации, в том числе ограничение на привлечение денежных средств физических лиц, за исключением денежных средств учредителей (членов, участников, акционеров), а также квалифицированных инвесторов микрофинансовой организации, ограничение на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и т.д. 3. Положения законопроекта о регулировании и контроле деятельности микрофинансовых организаций. Государственное регулирование деятельности микрофинансовой организаций возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере банковской и страховой деятельности.

9 Государственная поддержка микрофинансирования – антикризисный ответ План антикризисных действий Правительства РФ: микрофинансирование как инструмент борьбы с безработицей Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: - 2 млрд. руб. на капитализацию государственных фондов поддержки малого предпринимательства; - создание государственных МФО II уровня Программа Внешэкономбанка – Российского банка развития по кредитованию МФИ: кредитование в сумме до 1 млрд. руб. из 30 млрд. руб. на всю финансовую поддержку МСП

Принципы институциональной структуры диверсифицированная двухуровневая модель розничного финансового рынка двусторонняя направленность развития финансовой системы

Ожидаемые результаты от реализации Концепции Показатель На 2009 г. Оценка Минэконом- развития Исходя из концепции Кредиты населению9,6% ВВП39% ВВП44% ВВП Сбережения населения14,2% ВВП26% ВВП42% ВВП увеличение доли малого бизнеса в ВВП, снижение безработицы; повышение заработков уязвимых групп населения; развитие диверсифицированной розничной финансовой системы; сокращения финансовой зависимости; улучшение социальных показателей, включая уровень образования, здоровья и занятости женщин и молодежи; повышение способности местных сообществ решать другие проблемы; возможность добиваться улучшения своего положения с опорой на собственные силы, не прибегая к помощи государства.