Тема урока: Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Цели урока: Доказать взаимосвязь организмов с окружающим миром, благодаря органам чувств; Проследить эволюцию органов чувств животных; Усвоить ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме.
Проверка домашнего задания: 1. Что такое рефлекс? 2. Какое строение имеет нервная клетка? 3.Как усложнялась нервная система в процессе эволюции?
Рефлекс – это ответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы.
Нервные клетки имеют звездчатую форму и тонкими отростками соединяются между собой, образуя нервную сеть.
От парных головных нервных узлов у плоских червей, нервных узлов у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих до головного и спинного мозга у позвоночных животных.
Органы чувств: Равновесия; Зрения; Осязания; Обоняния; Слуха; Химической чувствительности.
Простейшие Вся поверхность тела (амеба, инфузории); Светочувствительн ый глазок (эвглена зелёная); Химическое восприятие солености воды ( у инфузорий)
Кишечнополостные Кожно – мускульные клетки, вызывающие сокращение тела.
Плоские черви Простые глаза; Органы осязания и равновесия.
Круглые черви Органы чувств развиты слабо: На головном конце тела имеются светочувствительны е сосочки и маленькие щелевидные углубления – органы равновесия.
Кольчатые черви По всему телу разбросаны чувствительн ые клетки.
Моллюски Органы равновесия; Химического чувства; Глаза; Органы осязания.
Ракообразные Сложные глаза, состоящие из простых глазков; Передние усики – орган равновесия; Органы осязания и химического распознавания – волоски и щетинки по всему телу.
Паукообразные Простые и сложные глаза; Волоски на конечностях – осязание; Углубления покровов тела – химическое равновесие.
Насекомые Сложные глаза (фасеточное зрение); Органы равновесия; Органы обоняния; Органы осязания; Органы вкуса; Органы слуха.
Рыбы Боковая линия; Зрение; Слух; Вкус; Обоняние.
Земноводные Зрение – выпуклая роговица, линзовидный хрусталик, мигательная перепонка; Среднее ухо; Наружные и внутренние ноздри;
Пресмыкающиеся Глаза, способные четко различать предметы на различных расстояниях; Внутреннее и среднее ухо; Осязательные волоски на чешуйках тела; Органы обоняния и вкуса находятся в ротовой полости.
Птицы Взаимосвязь строения головного мозга с органами чувств: Монокулярное зрение; Среднее и внутреннее ухо; Мозжечок – орган равновесия; Ноздри – орган обоняния.
Млекопитающие Бинокулярное зрение; Наружный слуховой проход и ушная раковина; Чуткие органы обоняния – передние и задние обонятельные отделы носовой полости;
Закрепление изученного 1. Какая примета, связанная с определением погоды, демонстрирует метеочувствительность дождевых червей? 2. Где у мухи находятся органы вкуса? 3.Какие примеры чуткого слуха, обоняния, зрения вы можете привести из жизни млекопитающих?
Выводы по уроку: Организм животного может существовать только при условии регуляции своей деятельности; Органы чувств усложняются по мере усложнения организации животных; Организмы взаимосвязаны с окружающим миром благодаря органам чувств; Органы чувств взаимосвязаны с системами органов в живом организме.
Домашнее задание: параграф 44, работа в печатных тетрадях.