Развитие и использование остаточного зрения Бражаева Ольга Вячеславовна
Остаточное зрение – очень низкое зрение. O Каким бы ни было низким зрение, оно весьма ценно для человека. Поэтому сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить – чрезвычайно важная задача.
Есть ли зрение у новорожденного? O Этот вопрос обычно часто интересует родителей. Проверить наличие зрения у ребенка весьма просто. Так, если зрачки на свету у него сужаются, а в темноте расширяются, значит ребенок видит, если такой реакции зрачков нет – зрение отсутствует.
В 2-3-месячном возрасте O у ребенка, имеющего зрение, образуется условный рефлекс – смыкание век при приближении к лицу ребенка какого-либо предмета, а также появляется реакция слежения глазами за передвижением светящегося предмета.
К 6-му месяцу жизни ребенок довольно активно реагирует на появление знакомых лиц. С возрастом происходит дальнейшее формирование и совершенствование зрительных функций.
Охрана остаточного зрения В целях охраны остаточного зрения большое значение имеет создание благоприятных гигиенических условий как в тех детских учреждениях, где находится ребенок, так и дома.
Пять методик по системе Л.П. Григорьевой O В нашей стране Л.П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.
Первая методика (по Е.Н. Соколову) представляет собой дозированную ритмическую стимуляцию глаза (с частотой в 1 герц), которая облегчает синаптическую проводимость нейронной сети и приводит к повышению разрешающей способности глаза.
Вторая методика Эта методика формирует фундаментальные свойства восприятия предметность, целостность, структурность, константность. наглядно- действенная – обеспечивает экстериоризацию ориентировочно- исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия.
Третья методика наглядно-образная – формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, классификация, вербальный логический анализ.
Четвертая методика Она позволяет гибко, в соответствии с индивидуальными особенностями зрения, реализовать требования коррекционной эргономики: применяются такие характеристики объектов, как четкий контур (до %), оптимальные угловые размеры (до 2-3 %), насыщенность цветов. наглядно-образная, построенная для компьютерного использования, – создает условия для развития перцептивных действий с информационными моделями, а также для чтения плоскопечатного текста.
Пятая методика кинопроекционная – создает возможности для развития таких зрительных функций, как конвергенция, бинокулярное зрение, развитие глазных движений.
Виды наглядных пособий. O Натуральные наглядные пособия O Объемные наглядные пособия O Дидактические игрушки O Изобразительные наглядные пособия O Графические наглядные пособия O Символические наглядные пособия O Рельефные наглядные пособия
O Для развития и коррекции недостатков зрительного восприятия слабовидящим детям требуется специально организованное обучение. O Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Наглядность – основной элемент образовательного процесса