Родительское собрание на тему «Переходный возраст: особенности контакта с подростками» Филатова Л.С. МБОУ ООШ 11 р.п. Верхние Серги, Свердловской области
11-15 лет Подростковый возраст: Трудный Кризисный Пубертатный Переломный Переходный
Психолого- педагогические доминанты развития подростка Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей Решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально- психологических потребностей
Возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, но и вероятность подчинения им. Сохранение высокой зависимости от влияния взрослых в развитии самопознания, личного самоопределения
Потребность во взрослом обращении Возникновение чувства взрослости Тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать, курение, выпивка, развязный, грубый тон) Подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои фильмов, книг, или же сверстники, выделяющиеся чем-то.
Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности Общение выходит за рамки учебы. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями и ближними. Основное содержание общения подростков – поиск взаимопонимания, взаимодействия Идеал подростковых отношений «всегда вместе, всё пополам» Большое место - откровенные разговоры
Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе Значимо мнение сверстников, коллектива класса. Подростки болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей Главное – играние ролей
Наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков Рационализация – снижение ценности недостижимого объекта Фантазия – мысленное моделирование сложной жизненной ситуации Сублимация – замещающая деятельность
Потребность в активной познавательной деятельности Наличие разных учителей дает возможность сравнивать их между собой и вырабатывать критерии для оценки их деятельности Подростков привлекает содержание предмета, умение педагога создавать ситуацию успеха
Потребность в половой идентификации Чрезвычайно внимательно относятся к внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят
Проблема 1. дефицит мужского влияния в школе феминизация мужчин и «маскулинизация» женщин. Проблема 2. Половая дезориентация. Перекладывание важных дел на женские плечи. Проблема 3. Вопросы полового просвещения. Проблема 4. Стихийное сексуальное просвещение. Проблема 5. Асоциально-половая адаптация подростков.
Возрастными задачами развития подростка являются 1.Принятие собственной внешности и эффективное использование собственного поведения 2.Усвоение мужской и женской роли. Образ половой роли. 3.Установление новых зрелых отношений с ровесниками разных полов.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 5. Подготовка к профессиональной карьере. 6. Формирование социально- ответственного поведения 7. Построение системы ценностей как основы собственного поведения.
Противоречия подросткового возраста 1.П. между физическим, физиологическим ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. 2.П. в отношениях со взрослыми. 3.П. между «нужно» и «опасно»
Приемы эффективного взаимодействия с подростками
Учитесь говорить и слушать Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности и цели. Чтобы научиться договариваться с подростками надо заново обратиться к правилам активного слушания и доброжелательного общения
А что если… Очень важно правильно начать беседу. Учитесь выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Не смотреть в глаза. Задавать вопросы прогнозирующие развитие тревожной ситуации для вас.
Будем друзьями? Когда ребенок вступает в переходный возраст, оказывается что папы и мамы совсем не знают своих детей. Хотя именно сейчас подростку нужны друзья и желательно старшего возраста, с которыми можно бы было поделиться и посоветоваться.
Что такое хорошо и что такое плохо-поговорим о системе ценностей Для подростков мерило взрослости – бунт. Круто делать то, что не нравится взрослым. Юность- это время, когда лучшим и глубоким натурам приходится притворяться, чтобы не быть отверженным.
Как перехитрить одиночество? «У меня нет настоящих друзей» так часто полагают подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие планки. Но в борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.«У меня нет настоящих друзей» так часто полагают подростки, выставляя для настоящей дружбы нереально высокие планки. Но в борьбе с комплексом неполноценности подростку поможет воображаемая копилка достижений, комплиментов от приятелей. Очень важно количество – чем больше друзей в телефонной книжке, тем меньше вероятность оказаться одному.
Результаты анкетирования учащихся Приняло участие – чел Не участвовали –
1. Какие у тебя отношения с родителями 2. Какие у тебя отношения со сверстниками?
3. Как ты в целом относишься к себе (положит-но, отриц-но, как-то еще)? 4. Что ты ждешь от будущего?
5. Есть ли у тебя кто-то из взрослых кому бы ты мог довериться?? 6. Есть ли у тебя друг среди сверстников, кому бы ты мог сказать всё?
7. Что для тебя сейчас более важно? (учеба, общение с друзьями, взрослыми, что-то еще)
8. Что ты больше всего ценишь в людях?
Использованная литература Родительские собрания, 7 класс\ Авт.-сост. О.В.Дюкина. – М.: ВАКО, – 224 с. Картинки – из ресурса Интернета