От древнерусского эпоса к современной мультипликации на примере сравнительной характеристики былины «Добрыня и Змей» и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Добрыни Никитича в былинах Автор: Белоконь Елизавета ученица 4 класса МОУ «Гимназии 9 Педагог: Князева Жанна Викторовна.
Advertisements

«Былины и былинные богатыри» Ученица: Виткалова Валерия 4 «В» класс МОУ «СОШ 15» Учитель: Циндяйкина С. А.
Выполнил 6Б класс. Илья Муромец (полное былинное имя Илья Муромец сын Иванович) один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий.
. Группа учащихся 6 класса МОУ «ООШ 32» г.Миасса.
Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Исследовательская работа « Былина и былинные богатыри» Выполнила ученица 5класса Касьяновой Арины.
Потапов Никита 4 а класс Научный консультант Потапова А. Н. кандидат исторических наук, преподаватель истории в ОГАУ Учитель НовиковаС, В высшая квалификационная.
Былины – источник знаний о Древней Руси.. План. Что такое былина. Былины о земле Русской. Враги Руси. Князь и дружина.
Герои былин Выполнила: Гессель Т.И.. Киев – мать городов русских.
Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое.
Один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Прообразом былинного персонажа часть исследователей.
Герои русского фольклора. Русские сказки 4 о животных 4 волшебные 4 бытовые.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
Действительно ли новые «богатырские» мультфильмы оказывают на детские души влияние, разлагающее нравственные основы воспитания?
Стоящие в дозоре В. М. Васнецов. «Богатыри» («Три богатыря») Третьяковская галерея.
Участники проекта: ученики 7 класса, Филиппова Н.А., учитель русского языка илитературы Проект по литературе "Богатыри земли русской" МБОУ «Андреевская.
Мой любимый литературный герой - Илья Муромец
: «Бой Добрыни со Змеем» Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну» (1941)
Князь Владимир - Святой. Князь Владимир. Князь Владимир ( ) с детства жил в Новгороде под присмотром своего дяди – былинного героя Добрыни. В.
Транксрипт:

От древнерусского эпоса к современной мультипликации на примере сравнительной характеристики былины «Добрыня и Змей» и мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»)

Уровень информатизации современного общества сейчас очень высок, оно всё больше обращается к научным и публицистическим изданиям, и если современное общество меньше уделяет внимание классике, то былина уже совсем забывается. В качестве возрождения русского фольклора используются разные способы, в том числе и мультипликация. Актуальность:

Цель работы: Определение роли современной мультипликации в передаче древнерусского эпоса современному зрителю и читателю на примере былины «Добрыня и Змей».

Задачи исследования: 1. Соотнести героев былины и блокбастера с эпохами, в которых они были созданы. 2. Проанализировать былину и блокбастер с точки зрения сюжета и языка. 3. Определить сходства и различия в трактовке персонажей данных произведений.

Объектом данного исследования является русская культура. Предметом исследования – былина «Добрыня и Змей» и богатырский блокбастер «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Новизна исследования заключается в попытке сравнительного анализа былины с трактовкой её современными авторами.

Гипотеза: если впервые дети познакомились с былиной по мультфильму, то у них формируется искажённое представление о ней.

Вопросы анкеты: 1.Читали ли вы былину «Добрыня и Змей»? 2.Смотрели ли вы мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»? 3. Первое представление о жанре былина вы получили из мультфильма или из текста былины? 4. Персонажи былины «Добрыня и Змей»: А) Баба Яга Б) Добрыня Никитич В) Владимир Красное Солнышко Г) Забава Путятична Д) Змей Горыныч Е) купец Колыван Ж) гонец Елисей 5. Кем представлено добро и зло в былине «Добрыня и Змей»? 6. Чем закончилась былина «Добрыня и Змей»?

Результаты анкетирования

Соответствие героев былины и богатырского блокбастера с эпохой, в которую они были созданы. ГеройИсторический прототип Как показан в былине Как показан в блокбастере Добрыня Никитич Дядя Владимира Красное Солнышко, брат ключницы Малуши, которого летопись называет храбр и наряден муж. Богатырь, обычный воин. С князем не знаком. Богатырь, старший дружинник, близкий друг князя. «Честно служи, ни о чем не тужи» - его девиз. Женат. Справедлив. Немногословен. Ключевая фраза: «Я понятно говорю?» Князь Владимир Красное Солнышко Князь Владимир Святославович, младший сын Святослава. Князь Новгородский (с 969 г.) и Киевский (с 980г.). Идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил. Киевский князь. Умен, хитер, жадноват, трусоват, азартен. Лицемер. Выгоды своей не упустит. Молодится, следит за внешностью. Забава Путятична Дочь Путяты, сподвижника святого Владимира, память о коем сохранилась в летописи новгородской: «Добрыня крестил огнем, а Путята мечом». Молодая девушка, любимая племянница князя Владимира Красное Солнышко. Племянница князя, девушка самостоятельная, независимая и прямолинейная. Влюблена в Елисея. Не меркантильна.

Былина «Добрыня и Змей» полностью пропитана героизмом и мужеством русского народа.

Основное развитие сюжета мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» связано с интригами князя киевского и купца Колывана, устроившего похищение Забавы с целью дальнейшей женитьбы.

Текст былиныМультфильм Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо- татарами Змей Горыныч после похищения Забавы забирает её к себе в логово Змей Горыныч после похищения Забавы отдаёт её купцу Колывану Похищение племянницы для князя – полная неожиданность Князь Владимир идёт на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву Добрыня спасает Забаву одинВместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей Змей – заклятый враг богатыря В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне Заканчивается спасением Забавы Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы Различия в сюжете

Добрыня Никитич – мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе.

Налетел на Добрыню Змеище, Налетел на него Горынище, А и Змеище Горынище о трех головах, О двенадцати оно о хоботах!

Очаровательное трёхголовое существо, очень добродушное и сентиментальное.

Владимир Красное Солнышко – мифологизированный образ великого князя в былинах. Идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил. Хитрый, расчетливый человек.

В былине о ней ничего не сказано. Племянница князя Владимира. Забава Путятична В мультфильме самостоятельная, независимая, прямолинейная, красивая девушка.

Баба Яга Хан Бекет (князь Крымский) Купец Колыван Гонец Елисей

Выходил Добрыня на крутой Берег, Тут Змеище Горынище проклятый, Он стал на Добрыню искры сыпати, Он стал жечь да тело белое… Увидал только молоденький Добрынюшка, Увидал он на крутом берегу – Тут лежит колпак да земли греческой; Он берёт тот колпак да во белы ручки, Он со той ли с досадушки великой – Да ударил он Змеища Горынища: Ещё пал то Змей да на сыру землю, На сыру-то землю пал – во ковыль траву!

Тут Владимир князь-то стольнокиевский, Он по горенке да и похаживает, Он словечко, государь, да выговаривает: «Ай, же вы мои князи и бояре, А и сильные–то русские богатыри, Ещё все волхвы и все волшебники! Есть ли в нашем городе во Киеве Тот, кто съездил бы в чисто поле, Ко тем славным ко горам да Сорочинским, Ко тем славным ко норам да ко змеиным! Кто бы мог достать племянницу любимую, А прекрасную Забаву Путятичну?»

1.На героев былины и мультфильма наложен отпечаток того времени, в которое они были созданы, что делает их отличными друг от друга. Различна цель создания текстов 2. Сюжет былины практически не совпадает с сюжетом мультфильма. Данный богатырский блокбастер не доносит до современного зрителя идейного содержания былины «Добрыня и Змей». Кроме того, в современной интерпретации данной былины наблюдается практически полное расхождение с былинным языком. 3. Персонажи в мультфильме трактуются совсем иначе, чем в древнерусской былине. Кроме того, в фильм добавлены новые герои, что усложняет сюжет и изменяет взаимоотношения между персонажами. Выводы

Литература 1. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд. - М.: Просвещение, Былины: Кн. Для внекл. Чтения. 5-7 кл./ Сост., вступ. Ст., обраб. Текстов, примеч. И слов. Ю.Г.Круглова. – М.: Просвещение, Новый справочник школьника класс. Универсальное пособие. Т.1. – СПб.: ИД «ВЕСЬ»,