СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса: процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности; процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
Социализация включает: социальные механизмы - обучение, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию психологические механизмы социализации - идентификация, подражание, внушение, социальная конформность, стыд, чувство вины, раскаяние.
Агенты социализации Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. агенты первичной со- циализации – родители, близких и дальние родственники, няня, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи… агенты вторичной со- циализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.
первичная социализация, агенты вторичная социализация, агенты осуществляют Те, кто связан тесными личными отношениями – первичная группа (учитель) Те, кто связан формально- деловыми отношениями – вторичная группа (учитель, полиц.) влияют Универсально, выполняют разные функции (отец – добытчик средств, опекун, учитель, друг…) Узко, выполняют 1-2 функции (школа, церковь, предприятие) сфера отношений Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, т.е. неформальных Вторичные социальные группы – это сфера деловых отношений, т. е. формальных контактов
Итак, ценность первичных и вторичных групп, неформальных и формальных отношений, а стало быть, ценность агентов первичной и вторичной социализации не исчезает ни на одном этапе жизненного цикла, но она то усиливается, то ослабевает. Например: когда бизнесмен создает собственное предприятие, то в соратники он привлекает людей проверенных, тех, на кого можно положиться и кому стоит доверять. - Кто они? Агенты первичной социализации – родственники, друзья, знакомые. - А в кого нередко превращаются агенты вторичной социализации, то есть начальники и коллеги? В агентов первичной социализации – друзей и знакомых. Таков закон или принцип социализации – кругооборот вещей в природе, закон взаимопревращения.