Формы воспитательной работы
Форма Форма внешнее выражение какого - либо содержания ; это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
Функции : ОРГАНИЗАТОРСКАЯ Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики ( алгоритмы ) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами
РЕГУЛИРУЮЩАЯ Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися. Различные формы по - разному влияют на процесс сплочения группы обучающихся. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.
ИНФОРМАТИВНАЯ Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
Форма воспитательной работы : ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Структура совместного взаимодействия функции участников содержание методы и приемы порядок
Мероприятие - это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например, знакомство с произведениями искусства, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, и т.д.и т.д.
Игра это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.
Пять типов форм воспитательной работы ТИПЫ СЛОВЕСТНО- ЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗНО- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕИГРОВЫЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Словесно- логические
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у воспитуемых. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т. д. главное здесь – обсуждение проблем.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела воспитуемых, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Игровые формы работы. Клуб знатоков « Что я знаю о своей Родине », Брейн – ринг, « Необычные биологические викторины », « Годовой круг праздников » « А, ну - ка, парни »
Психологические формы В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Формы : Массовые ( школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, конференции ) Групповые ( урок, лекции, семинар ) Индивидуальные ( консульта - ции, доп. занятия,)
НОВЫЕ ФОРМЫ День коллективного планирования Волшебный стул « Разброс мнений «» « Своя игра » или « Кот в мешке », « Вопрос - аукцион », « Счастливый случай » « Кулинарное шоу » Потехи - Аукцион талантов.
планирования День коллективного День коллективного. Проводится в конце учебного года. За неделю до этого дня объявляется конкурс на лучшее предложение к плану работы школы или класса. Назначается конкретная дата проведения дня коллективного планирования. Учащиеся работают в микрогруппах по 5-7 человек. Они обсуждают итоги прошедшего года, что было хорошо, что им не удалось, почему. На общем сборе от имени микрогруппы выступает представитель В итоге составляется план воспитательной работы с учетом поступивших предложений Оганизованное поочередное высказывание участниками группы суждений по какой-то проблеме или теме. Источники тем: актуальные проблемы школьной жизни; философские вопросы о жизни, счастье, совести и т.п. Главное условие – восприятие мнения каждого участника как ценности, не подлежащей оценке "правильно - неправильно". Проводится эта игра перед началом большого коллективного дела и после его окончания. " Разброс мнений
«Своя игра» В игре участвует 3 команды. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку после вопроса ведущего. Цена вопроса соответствует определенному количеству баллов – 10, 20, 30 и т. д. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов. Есть секторы « Кот в мешке », « Вопрос - аукцион », « Своя игра », « Счастливый случай ». Учащиеся могут играть индивидуально и в команде.
Аукцион талантов. продают полезные или ценные вещи. Расплачиваются дети своими талантами. поют, читают стихи, танцуют, кто что умеет. Причем « платить » можно индивидуально, а можно и « в складчину », т. е. объединившись в группы.