«Применение технологии витагенного обучения школьников на уроках экономики»
Витагенный – vita (лат.) – жизнь, genesis (лат.) – порождать, то есть рожденный жизнью. Витагенное обучение – обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности (ученика), использование ее интеллектуально- психологического потенциала в образовательных целях.
Опыт жизни – это информация, не прожитая человеком, а связанная всего лишь с его осведомленностью. Жизненный (витагенный) опыт – это информация, ставшая не просто достоянием личности человека, это та информация, которую человек (в том числе ученик) прожил, которую он прочувствовал, продумал, продействовал, и которая отложилась в резервы долговременной памяти, стала личностно значимой для него.
Принципы витагенного обучения: 1. Опора на жизненный опыт ученика - главный путь превращения знаний в ценность. 2. Жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные способности в образовательном процессе. 3. Жизненный опыт должен использоваться многомерно. 4. Актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
Голография – метод получения изображений предметов, которые выглядят объемными. Три проекции голографического метода : 1. Витагенная проекция – учитель узнает, что ученики знают об изучаемом материале. Для ученика её формула: «Что я знаю об этом». 2. Дидактическая – учитель дает научную информацию. Формула для ученика: «Что об этом говорит наука». 3. Конструирующая – дополнительная информация, взятая учеником и учителем. Формула: «Что об этом говорят другие».
Система дидактических приемов на различных этапах технологии витагенного обучения. СтадииЭтапыДидактические приемы I. Подготовительн ая 1. Подготовительный. 2. Информационно- просветительский. 3. Исходная диагностика. - Ретроспективный анализ жизненного опыта; - опережающая проекция преподавания; - стартовая актуализация жизненного опыта учащихся путем прямой постановки вопросов, обобщения детских ассоциаций, анкетирования и др. II. Основная1. Содержательно- технологический. 2. Коррекционный. - «Погружение в жизнь»; - постановка проблемных вопросов; - использование проблемных ситуаций; - использование практических ситуаций; - витагенное одухотворение объектов неживой природы; - конструирование незаконченной образовательной модели и др. III. Заключительная 1. Итоговая диагностика. 2. Планово- прогностическая деятельность учителя. - Тестирование; - анкетирование; - ретроспективное моделирование объектов; - творческое моделирование идеальных объектов и др.
Дидактические приемы, используемые в технологии витагенного обучения : - ретроспективный анализ жизненного опыта учащихся;ретроспективный - стартовая актуализация жизненного опыта учащихся; - опережающая проекция преподавания; - витагенное одухотворени е объектов неживой природы; одухотворени е - творческое моделирование идеальных объектов; - дополнительное конструирование незаконченной образовательной модели; - ретроспективное моделирование объектов.
Реализация технологии витагенного обучения позволяет: - создавать ситуацию успеха у обучающихся; - развивать познавательный интерес; - успешно формировать основы научного мировоззрения; - воспитывать коммуникативную культуру; - формировать адекватную оценку, - учитывать жизненный опыт ребёнка с его уникальностью, личностной значимостью; - формировать умения и навыки глубокого анализа жизненных ситуаций на основе конкретного опыта обучающегося, а не абстрактных рассуждений.