Методика обучения решению простых задач Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Этапы работы над задачей Подготовительную работу к решению задач; Ознакомление с решением задач; Закрепление умения решать задачи. Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Подготовительная работа: Связи операций над множествами с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл арифметических действий. Связи отношений «больше» и «меньше» (на сколько единиц и в несколько раз) с арифметическими действиями, то есть конкретный смысл выражений «больше на…», «больше в … раз», «меньше на…», «меньше в … раз». Связи между компонентами и результатами арифметических действий, то есть правила нахождения одного из компонентов арифметических действий по известному результату и другому компоненту. Связи между данными величинами, находящихся в прямо или обратно пропорциональной зависимости, и соответствующими арифметическими действиями. Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Ознакомление с решением задач: 1 этап – ознакомление с содержанием задачи; 2 этап – поиск решения задачи; 3 этап – выполнение решения задачи; 4 этап – проверка решения задачи. Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
На двух полках 12 книг, на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?» Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
методические приёмы, позволяющие показать учащимся разные способы решения задачи на уроке в начальной школе: 1.пояснение готовых способов решения задачи 2.разъяснение плана решения задачи 3.прием соотнесения пояснения с решением 4.продолжение начатого способа решения 5.нахождение «ложного» способа решения 6. решение задачи с использованием записи- подсказки 7. решение задачи с использованием записи- подсказки Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Методические приемы: Выбор схемы Выбор вопросов Выбор выражений Выбор условия к данному вопросу Выбор данных Изменение текста задачи в соответствии с данным решением Постановка вопроса, соответствующего данной схеме Объяснение выражений, составленных по данному условию выбор правильного решения преобразование условия и вопроса Сравнение текстов задач Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Упражнения по составлению и преобразованию задач, способствующие эффективному использованию методических приемов: Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса. Составление условия задачи по данному вопросу. Подбор числовых данных. Составление задач по аналогии. Составление обратных задач. Составление задач по их иллюстрациям. Составление задач по данному решению. Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"
Памятка В задаче дано (говорится, что…)… Спрашивается… Рассуждаю (ребенок может выбрать способ рассуждения сам): а) от данных к искомой величине (перфокарта 1); б) от искомого к данным (перфокарта 2); Решаю. Проверяю. Перфокарта 1 Зная, что красных шаров 7, а синих – на 3 больше. Я могу узнать: синие шары – 7+3. А чтобы узнать количество синих и красных шаров вместе, надо к красным шарам (7 штук) прибавить синие (10 штук). 7+10=17 Проверяю: 17-7=10, 10-7=3 Перфокарта 2 Для ответа на вопрос надо знать: а) количество красных шаров. б) количество синих шаров. В задаче известно: красных шаров – 7 штук. Неизвестно: количество красных шаров. Но сказано, что их на 3 штуки больше (7+3). Значит, сначала узнаю количество синих шаров: 7+3=10 шт. Затем узнаю количество красных и синих шаров вместе: 7+10=17 шт. Проверяю: 17-7=10, 10-7=3 Тарасова М.С., преподаватель БОУСПО "Тюкалинский ИПК"