Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса
Цель Ознакомить учащихся с баснями Эзопа, показать их отличительные особенности; Дать понятие о басне и аллегории, показать отличие басни от притчи; Выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются в баснях Эзопа; Совершенствовать навык выразительного чтения.
ЭЗОП
Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. О мудрости Эзопа слагались легенды.
Судьба забросила Эзопа на остров Самос в Эгейском море, где его хозяином стал рабовладелец Ксанф, недалёкий, ограниченный человек. Не любили знатные вельможи басен Эзопа, где он высмеивал зависть, жадность, глупость, корыстолюбие.
Басни Эзопа
Работа с учебником Чтение статьи на стр.39 – 40 «О басне» на стр. 51
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Басня – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль. Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Эзопов язык – художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.
Чтение басен Эзопа Чем заинтересовали вас басни Эзопа? Кого осуждает Эзоп в своих баснях? К чему призывает? Какие аллегории использует Эзоп в баснях «Лисица и виноград», «Волк и Ягнёнок»?
Жанровое отличие и сходство басни и притчи притчабасня 1.Нет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать сказка и пословица. 1.Жанр сатирической поэзии. 2.Поучение заключается в иносказательном виде. Притча должна быть разгадана, пережита. 2. Имеет чёткий вывод – мораль. 3.Персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров. 3. Герои – люди, животные, растения – являются носителями определенных черт характера. 4.Смысл в том, что нравственный выбор сделан человеком. 4. Осмеяние общественных и человеческих пороков. 5. Прозаическая форма.5. Обычно стихотворная форма. 6. Небольшой по объёму рассказ. 7. Носит поучительный характер. 8. Использует аллегорию.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Читать басни Эзопа стр.42 – 43. Вопрос 3 на стр. 43 выполнить письменно.
Интернет-ресурсы: