СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД
Успехи в хозяйстве Отделение ремесла от сельского хозяйства Возникновение новых и рост старых городов Разделение труда между городом и деревней
1.Возрождение старых античных городов 2.Приморские города 3.У рыцарских замков 4.У монастырей 5.На перекрестке дорог 6.У мостов, переправ и бродов Возникновение средневековых городов
Средневековые города 1.Центры ремесла и торговли 2.Административные центры 3.Культурные центры 4.Центры религиозной жизни 5.Центры образования
Борьба городов с сеньорами 1.Горожане несли барщину, оброк и другие повинности. 2. Сеньор имел право суда, пошлинных сборов, назначения должностных лиц в городе и т.п. X-XI вв. – город под властью сеньора
Причины: Притеснения и грабежи феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах Способы борьбы: 1.Длительные войны 2.Восстания 3.Откуп XII-XIV вв. – борьба городов с сеньорами
1. Оставались под властью сеньора 2. Добивались относительной независимости –Коммуна –Самоуправление Мэр, магистрат, суд, казна, войско. Вносили бывшему господину платежи за землю Государство облагало города налогами. 3. Добивались полной независимости (города – государства и городские республики в Италии и Германии). XIV-XV вв. – результаты борьбы
Важный результат борьбы городов с сеньорами Освобождение горожан от феодальной зависимости. Беглый крестьянин становился свободным, если ему удавалось прожить в городе один год и один день – «городской воздух делает человека свободным». Личная свобода привлекала людей из деревни.
Жители средневековых городов (§ 14) Вопросы для сравнения Городские богачи Мастера- ремесленники, лавочники Городские бедняки 1. Группы городского населения? ПатрицииБюргерыПлебеи 2. Чем владели? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли в управлении городом?
Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр ; 1,4 стр ; кроссворд на стр
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД
Ремесленная мастерская – маленькое предприятие, основанное на ручном труде. Всю работу мастер выполнял от начала и до конца. Секреты мастерства передавались по наследству.
Работники в мастерской: Мастер – хозяин и главный работник Подмастерье – работник, изучивший ремесло и получавший за свой труд заработную плату Ученики Шедевр – лучший образец ремесленного изделия
Цехи – союзы ремесленников одной специальности Причины образования: 1.Стремление ремесленников повысить свою репутацию. 2.Оградить себя от соперничества сельских и приезжих ремесленников. 3.Бороться за привилегии и участие в управлении городом.
Цеховой устав – правила, обязательные для всех членов цеха: 1.Делать вещи по единому образцу. 2.Иметь дозволенное число станков, учеников, подмастерьев. 3.Не переманивать друг у друга покупателей. 4.Нельзя работать в праздники и «при свечах». 5.Продавать изделия по предписанной цене. 6.Закупать сырье у определенных поставщиков. Старшины – следили за соблюдением устава и наказывали нарушителей
Роль цехов в жизни города Долгое время цехи способствовали развитию ремесла К концу Средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства 1.Члены цеха устраивали совместные праздники, сообща тушили пожар, несли сторожевую службу в городе, составляли отряды городского войска. 2.Цех помогал больным, разорившимся ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров. 3.Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище. 1.Препятствовали переходу подмастерьев в мастера. 2.Не разрешалось расширять мастерские и вводить новые орудия труда.
Развитие торговли Гильдии – союзы купцов, для защиты от грабителей и помощи друг другу. Товарное хозяйство – производство изделий для продажи на рынке. Рост городов
Важные торговые пути 1.На Восток (к портам Сирии и Египта, Крыма и Кавказа) через Венецию и Геную (предметы роскоши, пряности). 2.По Северному и Балтийскому морям – к Восточной Европе через Новгород, Брюгге и Лондон (соль, шерсть, железо, меха, воск, мед, лес). Ганза – союз немецких торговых городов. Фактории – торговые дворы иностранных купцов. Ярмарки – ежегодные торги. Меняла – специалисты по денежным делам. Ростовщики – люди, дававшие деньги в долги под проценты. Банк – хранилище больших сумм денег. Банкиры – владельцы банков.
Объединения городских жителей – (§ 13, р/т 4 стр. 44) Вопросы для сравнения ЦехиГильдии 1. Кто входил в объединения? 2. Как были устроены? 3. Чем занимались? 4. Какую роль играли
Домашнее задание § Р/т 1,2,4,5 стр ; 1,4 стр ; кроссворд на стр