Цель работы: воспитывать в себе интерес к познанию искусства создания иллюстраций к произведениям художественной литературы для более точного понимания содержания художественного произведения. Задачи работы: через работу с иллюстративным материалом на основе текста сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского выйти на более широкое понимание её замысла; используя в качестве работы на уроке презентацию, показать на практике, чем может быть вызван интерес к созданию иллюстраций к этой сказке у разных художников. Цели и задачи урока.
Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками
Прочитайте эпизод к сказке
Он, конечно, был пророк; Что сказал сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Что же было дальше? Что вы скажете о пророчестве рака?
Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд, Драгоценных, золотых, Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать нам это не дано). «Что ж тут делать? – царь сказал. – Так и быть!» И не послал Он на пир старуху звать. Почему не позвали двенадцатую чародейку?
И незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своём Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрёшь во цвете лет!» Как отреагировала чародейка на решение царя?
Что вы скажете о предсказании чародейки? Как об этом говорит сам автор? Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз…
Сколько времени прошло с момента рождения царевны? Вот уж ей пятнадцать лет... К какому эпизоду иллюстрация?
Кем была старушонка, что дала царевне веретено? Есть ли ответ в тексте сказки? Как можно доказать свою правоту?
И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа – И приблизиться беда! Что произошло в округе за то время, как весь царский двор спал?
К какому эпизоду иллюстрация? Подберите название к иллюстрации. Встреча со старинушкой честным.
Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили но назад Не пришел никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. К какому фрагменту речи старика отнесёте вы данную иллюстрацию Валентина Ходова?
Палех, Валентин Ходов
Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. К какому фрагменту сказки отнесёте вы данную иллюстрацию Валентина Ходова? Подберите название к иллюстрации. Встреча царевича с царевной.
Палех, Валентин Ходов Какой фрагмент из услышанного эпизода иллюстрирует художник ?
%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D0%B8%20%D0%92.%20%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D 0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%20%D1%81%D0%BA% D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B5%20%D0%A1%D0%BF%D1 %8F%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D0%B0%D1%80 %D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0&stype=image&lr=2&noreas k=1&source=wiz