ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Выполнила Выполнила учитель биологии МОУ – средняя общеобразовательная школа 43 г. Белгорода Андриец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»
Advertisements

Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология развития критического мышления Еремеева Людмила Ивановна.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Кривенцова Светлана Георгиевна МОУ СОШ 3 г.Балашов Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления Заседание ШМО естественно- математических дисциплин.
ГОУСОШ 119 Калининского района Учитель начальных классов: Кривоногова Анастасия Валентиновна.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Проект «Функциональное чтение». Цель проекта: выработать навыки функционального чтения; способствовать развитию критического мышления через чтение и письмо;
Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника Учитель начальных.
Использование современных педагогические технологий на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Борисова Наталья Викторовна Выступление.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
МОУ СОШ 18 г. Костромы Рыбкина Н.В. Использование технологии «развития критического мышления» на уроках биологии. Использование технологии «развития критического.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Выполнила Выполнила учитель биологии МОУ – средняя общеобразовательная школа 43 г. Белгорода Андриец Е.А.

Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов 2

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. 3

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. 4

ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс 5

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-годов XX века американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: Как учить мыслить? А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода. 6

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта) Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта) Этап «Осмысление» Этап «Осмысление» Этап «Чтение с пометками» Этап «Чтение с пометками» Этап «Рефлексия» Этап «Рефлексия» Этап «Домашнее задание» Этап «Домашнее задание» 7

Приемы развития критического мышления Таблица «З-Х-У» Таблица «З-Х-У» ЗнаюХочу узнатьУзнал 8

Приемы развития критического мышления Осмысление полученной информации Графический организатор – кластер («гроздь») («гроздь») 9

Рекомендации по работе с гроздьями Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы. Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей. Озвучьте свои «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку поярче. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту веточку поярче. 10

ЭРИТРОЦИТ КЛЕТКИ КРОВИ КРАСНЫЙ ГЕМОГЛОБИН ПЕРЕНОСИТ КИСЛОРОД ФОРМА ДИСКА КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ СЕЛЕЗЁНКА БЕЛОК ГЛОБИН ЖИВУТ 4 МЕС. УДАЛЯЕТ УГЛ. ГАЗ МАЛОКРОВИЕ 11

4,5-5,5 млн. 4,5-5,5 млн. транспорт газов красный костный мозг транспорт газов красный костный мозг О 2 и СО 2 кол-во в 1 мм³ селезенка О 2 и СО 2 кол-во в 1 мм³ селезенка функция функция образование образование Эритроцит Эритроцит форма строение состав продолжительность жизни форма строение состав продолжительность жизни двояковогнутый нет ядра гемоглобин двояковогнутый нет ядра гемоглобин диск суток диск суток 12

Виды пометок при работе с текстом это я знаю; это я знаю; + новая информация; + новая информация; - информация, противоречащая моим - информация, противоречащая моим знаниям; знаниям; ? информация требует пояснения; ? информация требует пояснения; ! это интересно. ! это интересно. 13

Приемы развития критического мышления Что привлекло мое внимание в тексте? Моикомментарии Двойной дневник 14

Приемы развития критического мышления Синквейн Синквейн 1 строка-1 существительное (тема) 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы) 15

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ РАСКРЫТА ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: Оценка (Где ошибка?) Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чем причина?) Диагноз (В чем причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз) Прогноз (Постройте прогноз) 16

Задания на мониторинг критичности мышления (тема «Пищеварение») Сопоставьте следующие мнения: Сопоставьте следующие мнения: - Лучше голодать, чем что попало есть. Омар Хайям - По мнению американского врача Хирма, одна из причин переедания – то, что люди очень мало нюхают блюда, которые употребляют в пищу. 17

Тема «Высшая нервная деятельность» За свою научную деятельность русский ученый Иван Павлов был награжден физиологами всего мира почетным титулом «старейшина физиологов мира». Ни до него, ни после ни один биолог не удостоился такой чести. С чем было связано присуждение Павлову этого титула? За свою научную деятельность русский ученый Иван Павлов был награжден физиологами всего мира почетным титулом «старейшина физиологов мира». Ни до него, ни после ни один биолог не удостоился такой чести. С чем было связано присуждение Павлову этого титула? 18

ЧТО ДАЕТ УЧАЩИМСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ повышается ответственность за качество собственного образования; повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа; развиваются навыки работы с текстами любого типа; развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми 19

ОГРАНИЧЕНИЯ учитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом; учитель часто уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом; учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные; учитель должен принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные; подготовка специального содержания текстов. подготовка специального содержания текстов. 20

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон 21