Учебные материалы нового поколения
2 Развитие умений работы с информацией: поиск оценка отбор организация Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Какими хочется видеть новые образовательные результаты информации
3 Жизнь не похожа на учебные задачи. Каждая жизненная проблема новая. Чему надо научить детей? Формирование навыков: исследовательской деятельности проектной деятельности экспертной оценки результатов накопленного материала Какими хочется видеть новые образовательные результаты
4 В нашем обществе в недавнем прошлом идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя. Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации Какими хочется видеть новые образовательные результаты
5 Большое дело не сделать в одиночку Формирование навыков работы в группе умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей проводить рефлексию и обсуждение Какими хочется видеть новые образовательные результаты
6 Вывод Сегодня человек обучаемый стал успешней человека обученного Задача школы - создать условия, которые позволят молодому человеку познакомиться с основами наук освоить различные способы приобретения знаний (освоить метод самопознания, самообразования)
7 Проект ИСО ИСО- информатизация системы образования Проект ИСО направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования. Основная идея Проекта ИСО состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Внедрение ИКТ должно обеспечить: гибкую организацию процесса учения, активизировать творческую, исследовательскую, самостоятельную деятельность учащихся, что необходимо сегодняшнему выпускнику для полноценного участия в жизни современного информационного общества.
8 Один из основных механизмов достижения новых образовательных результатов – информатизация образования, рассматриваемая как процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, ориентированных на: обновление методов и организационных форм обучения интеллектуализацию деятельности обучающего и обучаемого использование компьютерных методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых Информатизация образования
9 Цифровые (электронные) образовательные ресурсы ЦОР (ЭОР) - это представленные в цифровой форме текстовые документы графические объекты ( фотографии, картинки, рисунки) звукозаписи видеофрагменты статические и динамические модели объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования картографические материалы символьные объекты и деловая графика и другие учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса
10 Распределение ЦОР (ЭОР) по образовательным областям
11 Процесс информатизации Информатизация системы образования предполагает: Техническое оснащение образовательных учреждений Поставка программного обеспечения Подключение образовательных учреждений к Internet Формирование базовой ИКТ-компетенции работников образования и т.д.
12 Этапы информатизации 1-й этап Поставка ЦОР на CD-дисках (1-я, 2-я, 3-я, 4-я поставки) обусловлен недостаточным техническим оснащением, наличием только CD-дисководов на ПК, отсутствием связи с Internet большинства школ.ЦОР на CD-дисках Создание коллекции ЦОР на порталеколлекции ЦОР на портале 2-й этап широкомасштабная и комплексная программа создания педагогически целесообразных ЦОР (ЭОР)ЭОР Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), Информационные источники сложной структуры (ИИСС), расширяющие учебники Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК)
13 ЦОР по Федеральным поставкам Естественно-научные предметы Общественные и гуманитарные дисциплины
14 Предыдущий опыт Существует много ЦОР на CD (на рынке, федеральные поставки),но ЦОР недостаточно используются в учебном процессе. Причины, затрудняющие использование существующих ЦОР в учебном процессе: подавляющее большинство существующих ЦОР не всегда соответствует стандартам, учебникам и учебным программам нет методических рекомендаций по использованию ЦОР в учебном процессе длительный процесс поставки (следовательно, устаревание) индивидуальное использование и т. д.
15 Работы по формированию коллекции осуществляются с марта 2005 года. Создание коллекции ведется в двух направлениях: создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); содержательное наполнение коллекции. Организацией, выигравшей конкурс на создание хранилища коллекции ЦОР, является ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». В настоящее время разработаны: программное обеспечение и комплекс регламентов, обеспечивающих функционирование хранилища. Адрес коллекции в Интернет:
16 Сегодня в коллекции в открытом доступе находится около 42 тысяч цифровых образовательных ресурсов, включая: пробные наборы ЦОР к учебникам и учебным планам; ресурсы коллекции русской классической музыки; ресурсы коллекции зарубежной классической музыки; ресурсы коллекции зарубежной художественной литературы материалы (задачи, анимационные ресурсы, видеозаписи лекций, конспекты разработок уроков, словарь-справочник) по математике; интерактивные мультимедиа-ресурсы по естественным наукам; видеоопыты по неорганической химии; видеоопыты по органической химии; электронные издания: энциклопедия «Кругосвет», журнал «Квант», журнал «Наука и жизнь», журнал «Химия и жизнь»; аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии; ресурсы, разработанные в рамках ФЦП РЕОИС (учебные CD для общего образования и учебные CD для начального профессионального образования); инструменты для организации и планирования учебного процесса (программы «1С: ХроноГраф Школа 2.5» для администрирования деятельности общеобразовательного учреждения и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для планирования и оперативного управления учебным процессом). Коллекция формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий. Помимо списков потребностей в рамках данного контракта разработан предметно-тематический рубрикатор, на основе которого осуществляется структуризация ресурсов коллекции, строится система навигации и поиска ЦОР. В коллекции реализованы инструменты поиска ресурсов, позволяющие быстро найти различные виды материалов, которые рекомендуется использовать в определенном классе на уроках по выбранному предмету, теме.
17
18 ЭОР –контент (хранилище) - совокупность содержательных элементов, представляющих объекты и процессы, которые являются предметом изучения) ЭОР - ресурсы нового поколения
19 Принцип организации модулей ЭОР Открытая образовательная модульная мультимедиа система по каждому учебному предмету состоит из автономных электронных учебных модулей (ЭУМ). Каждому тематическому элементу предмета соответствует три типа ЭУМ: И-тип – модуль получения информации, П-тип – модуль практических занятий, К-тип – модуль контроля усвоения, при этом модулей каждого типа может быть несколько - подобные модули называются вариативами.
20 ЭОР - ресурсы нового поколения Открытые образовательные модульные мультимедиа системы ОМС представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения
21 Достоинства ОМС ОМС отрывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов ОМС обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения благодаря архитектурным решениям, предусматривающим включение в систему вариативных (по содержанию, методикам, технологиям исполнения) электронных учебных материалов. ОМС является электронным образовательным ресурсом с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений /изменений и автономности составляющих.
22 Традиционные критерии оценки ЭОР соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.); научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету); соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.); отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.; оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам и пр. и пр.
23 Инновационные качества ЭОР Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
24 Новые педагогические инструменты интерактив мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира) моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта) коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями) производительность (в данном случае – производительность труда пользователя)
25 ФЦИОР