Стили речи Введение в стилистику. Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили речи Книжный Разговорный научный художественный официально – деловой публицистический.
Advertisements

Объявление Дорогие ребята ! У меня потерялась собака по кличке Жулька. Я ее выгуливал, и она сорвалась с поводка. Я не смог ее догнать. Мне очень плохо.
Урок русского языка в 5 классе. РЕЧЬ Разговорная Книжная 1..Научно-деловая 2. Художественная.
Описание природы. Урок развития речи в 6 классе Работу выполнил учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г.Ейска Волосенкова Наталья Леонидовна.
Урок русского языка. 5 класс. Обобщение изученного. Элементы комплексного анализа текста.
Язык и речь. Общение. Что значит знать язык владеть речью УМЕТЬ говоритьслушатьписатьпониматьчитать ЗНАТЬ звукибуквыслова предло- жения части слова.
Книжная и разговорная речь. Вся речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринужденных беседах знакомых людей обычно в.
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
Рисуем словами! Средства создания выразительной речи Урок - практикум.
Берёза «художественная» и берёза «научная» Художественное и научное постижение мира Материалы Беловой И.П., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Пятнадцатое октября. Классная работа. Порядок слов в предложении.
Художественный стиль речи Основные признаки: Образность, выразительность, эмоциональность; Использование лексики и фразеологии других стилей; Использование.
К ГИА шаг за шагом! Повторение материала по теме «Глагол» (6 класс) Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 с углублённым изучением английского.
Объявление Внимание ! 20 октября в мы идем в краеведческий музей. Там будут рассказывать о нашем городе. Будет очень интересно.
Урок русского языка Звукопись. 5 класс Изучение темы «Фонетика» на основе УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова Автор: Ишмаева Людмила Альбертовна,
Как современные художники передают состояние природы.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
« В гости к осени ». Цель: Познакомиться с характерными признаками осени в природе Задачи: 1. Познакомиться с признаками осени в живой и неживой природе.
В жаркий летний день с утра небо ясное. Поднимается Солнце, и с каждым часом становится теплее. Около полудня на небе появляются отдельные мелкие четкие,
Транксрипт:

Стили речи Введение в стилистику

Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить объявление; б) рассказать о собрании родителям. Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?

Речь Речь Речь Книжная Разговорная Книжная Разговорная научно-деловая художественная

Обратите внимание! Разговорная речь = разговорный стиль. Разговорная речь = разговорный стиль. Художественная речь = художественный стиль. Художественная речь = художественный стиль.

Что такое стиль?

Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему? 1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.

Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили? 1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. 2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало.

Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи. (1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!

Проверь себя! Научно-деловая речь: (1), (3). Научно-деловая речь: (1), (3). Разговорная речь: (4), (6). Разговорная речь: (4), (6). Художественная речь: (2), (5). Художественная речь: (2), (5).

Найдите отличительные особенности каждого стиля речи. Научно-деловая речь: Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь. Задача речи – сообщение. Задача речи – сообщение. Сообщаются точные данные. Сообщаются точные данные. Есть термины. Есть термины. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым.

Художественная речь Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. Задача речи – воздействие. Задача речи – воздействие. Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Нет терминов. Нет терминов. Есть слова в переносном значении. Есть слова в переносном значении. Многоточие. Многоточие.

Разговорная речь - Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. - Не повезло тебе! Задача речи – общение. Задача речи – общение. Нет терминов. Нет терминов. Фразеологизмы. Фразеологизмы. Местоимения 1 и 2 лица. Местоимения 1 и 2 лица. Диалог. Диалог. Краткость речи. Краткость речи.

Словесное описание картины Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт. Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.

Задание Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; 3) разговор в семье на эту тему.

Подведём итоги и поразмышляем… Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь? Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?

Используемая литература Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., 2007.

Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 758 г. Москвы