Пути регулирования коллекторской деятельности в России. Использование лучшего из опыта Европейского Союза и США Артур Александрович, Вице-президент НАПКА Генеральный директор Долгового агентства «Пристав» Конгресс «Рынок потребительского кредитования» 13 февраля 2008г.
2 Мировой опыт коллекторского бизнеса Особенности регулирования –Американская модель ( жесткая система лицензирования и регулирования деятельности. Стандарты коллекторской деятельности являются законодательным актом) –Европейская модель (Коллекторская деятельность – разновидность финансового посредничества. СРО саморегулируемые организации)
3 Credit Service Association (UK) 21 сентября 2007 Манифест - Законодательство концентрируется на правах потребителя, забывая про его обязательства -Защита информации не является основной проблемой коллекторской деятельности, а доступ к информации о скрывающихся должниках. Предлагается, в частности, ввести обязательное уведомление о переездах должников. -Государство должно изменить восприятие недобросовестных должников, как жертв, а коллекторов «плохих парней»
4 Мировой опыт коллекторского бизнеса репутационные риски страхование профессиональной ответственности стандарты качества квалификационные требования к сотрудникам допустимые способы работы минимальные требования к созданию коллекторских агентств взаимодействие с участниками рынка
5 Кодекс этики НАПКА Общие положения Общие принципы деятельности Агентства Правила работы с информацией Взаимодействие агентства с кредиторами Взаимодействие агентства с должниками Порядок рассмотрения претензий Структура Кодекса:
6 Кодекс этики НАПКА Устанавливает правила поведения и определяет основные принципы профессиональной деятельности коллекторских агентств – членов НАПКА. Основание: нормы морали, нравственности и международные стандарты коллекторской деятельности. Положения настоящего кодекса обязательны для членов НАПКА и имеют рекомендательный характер для иных коллекторских агентств Общие положения:
7 Кодекс этики НАПКА - общие принципы деятельности - правила работы с информацией Агентство Общие принципы деятельности Законность Высокий профессионализм сотрудников и менеджмента Высокий уровень материально- технического оснащения Акцент на досудебную работу Страхование профессиональной ответственности Прохождение ежегодной аудиторской проверки Не допускается деятельность по консультированию должников по вопросу избегания уплаты долга Работа с информацией достоверность конфиденциальность аттестация объектов информатизации
8 Кодекс этики НАПКА - взаимодействие агентства с кредиторами и должниками; - порядок рассмотрения претензий Агентство Кредиторы основание взаимодействия - договор отчетность защита интересов кредиторов взаимодействие на всех стадиях взыскания финансовое взаимодействие Должники готовность к сотрудничеству корректность, уважительное отношение к должнику соблюдение прав должника Порядок рассмотрения претензий Своевременное и объективное рассмотрение Предоставление мотивированного письменного отзыва в течение 30 дней с момента ее поступления
9 Актуальность и своевременность создания НАПКА Для банковского сообщества НАПКА – это: возможность развития сотрудничества с коллекторскими агентствами возможность для совместной работы по совершенствованию системы взыскания возможность для совместной работы по совершенствованию законодательства инструмент защиты интересов как банков, так и заемщиков