Учебно- исследовательская деятельность в школе
Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется раскрытие исследовательского потенциала, способность к творческому поиску, сотрудничеству и самораскрытию.
Учебно-исследовательская деятельность предусматривает: Самостоятельную работу ученика Организацию и руководство этой работой со стороны учителя Научное консультирование со стороны представителей науки
Виды учебно-исследовательской деятельности Устное сообщение по теме урока Реферат по теме без устного сообщения Реферат по теме с последующим выступлением на учебном занятии с компьютерной презентацией Реферат с последующим выступлением на Гимназических чтениях
Виды учебно-исследовательской деятельности Учебно-исследовательская работа без доклада Учебно-исследовательская работа с докладом на гимназических чтениях, районных, городских и пр. конференциях ( с компьютерной презентацией) Интегрированная научно-исследовательская работа с представлением на конференциях различного уровня (с компьютерной презентацией)
Отличие реферата от учебной исследовательской деятельности Реферат – это аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор соответствующих литературных и других источников с целью усвоения и оценки уже имеющейся научной информации.
Структура реферата: Оглавление Введение Основная часть, разделенная на подразделы Заключение Список литературы Объем реферата страниц
Учебная исследовательская работа должна содержать: Вычленение проблемы Определение темы Постановку цели Формулирование задач Выдвижение гипотезы
Учебная исследовательская работа должна содержать: Выбор методов сбора и обработки фактического материала Проведение экспериментов Анализ полученного материала, в результате которого исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы
Элементы научного исследования Проблема исследования – нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать Тема отражает характерные черты проблемы Объект исследования – та совокупность отношений и свойств, которая служит для исследователя источником информации
Предмет исследования включает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливает границы научного поиска Предмет исследования определяет Цели и Задачи самого исследования Цели выражают то основное, что намеревается сделать исследователь Элементы научного исследования
Цели конкретизируются и развиваются в задачах исследования Гипотеза- научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого- либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, для того чтобы стать достоверной научной теорией Элементы научного исследования
Структура исследовательской работы Титульный лист Оглавление Введение (2-3 стр.): - актуальность исследования - цель исследования - задачи исследования - объект исследования
Структура исследовательской работы - предмет исследования - гипотеза исследования - методы исследования - этапы исследования - значимость исследования - положения, выносимые на защиту - апробация исследования
Структура исследовательской работы Главы основной части (возможные): Теоретическая глава (10-15 стр.): - история вопроса - выявление сущности используемых понятий - исследование самой проблемы, и т.д.
Структура исследовательской работы Экспериментальная глава (описание хода и результатов эксперимента, если таковые есть). Заключение (общие выводы) – 1 стр. Библиографический список (использованная литература) – 1-2 стр., но не менее 20 источников.
Структура исследовательской работы Приложения: таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, рисунки, фотографии, репродукции, исторические документы и т.д.
Направления исследовательской деятельности Лингвистика Грамматика Семантика Фразеология Страноведение Интегрированные работы