«Литературный клуб – основной системообразующий фактор классного сообщества»
У каждого своё предназначенье, У каждого своё предназначенье, Обязанности, долг перед людьми… Посредник я – и в том моё значенье Меж беспокойным миром и детьми.
Актуальность проблемы В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в воспитании школьников. Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующую развитию личности коллектива. Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса является классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных сиситемообразующих факторов.
Постановка проблемы От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Ребёнку дошкольного возраста сложно самостоятельно войти в социальную жизнь и здесь «спасает» ребёнка семья, постепенно приобщая его к социальной жизни путём поэтапного расширения кругозора и опыта. Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы. Учитывая это, педагогам-профессионалам необходимо помочь родителям в повышении их педагогической компетентности.
Цель: разработка программы для создания сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного субъекта воспитательного процесса.
Задачи: 1. Составить социально-педагогический портрет семей, включенных в проект; 2. Определить цели и задачи воспитания школьников для всех субъектов единого образовательного пространства; 3. Разработать программу деятельности литературного клуба; 4. Разработать конкретные мероприятия по решению проблем воспитания школьников.
Гипотеза проекта Разработанная нами программа совместной продуктивной деятельности будет способствовать созданию сообщества детей, родителей и педагогов как совокупного субъекта воспитательного процесса
Этапы реализации проекта I. Подготовительный. Изучение семей воспитанников: анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения. Определение направлений работы, конкретных мероприятий по созданию литературного клуба.
II. Этап реализации. Направления : Направления : 1. Установление доверительно-деловых контактов между классным руководителем и родителями школьников: создание у себя и трансляция родителям положительного образа ребёнка; создание у себя и трансляция родителям положительного образа ребёнка; знакомство родителей с особенностями ребёнка в социальной среде; знакомство родителей с особенностями ребёнка в социальной среде;
сформировать у родителей установку на сотрудничество; сформировать у родителей установку на сотрудничество; предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству; предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству; вызвать потребность в исследовании своего ребёнка; вызвать потребность в исследовании своего ребёнка; изучение и формирование личности ребёнка. изучение и формирование личности ребёнка.
2. Обмен информацией между педагогом и родителями: 2. Обмен информацией между педагогом и родителями: определение актуальных установок родителей; определение актуальных установок родителей; воздействие педагога на негативные установки родителей; воздействие педагога на негативные установки родителей; понимание и принятие родителями новых позиций. понимание и принятие родителями новых позиций.
Формы взаимодействия классного руководителя и родителей: родительское собрание; родительское собрание; тематические консультации; тематические консультации; информационный стенд; информационный стенд; газета для родителей; газета для родителей; дни открытых дверей; дни открытых дверей; тематические выставки; тематические выставки; записки; записки; дневники; дневники; экскурсии, походы; экскурсии, походы; вечер вопросов и ответов; вечер вопросов и ответов; мастерские; мастерские; визиты в группу; визиты в группу; поручения; поручения; клубы; клубы; досуговая деятельность. досуговая деятельность.
III. Аналитико-рефлексивный На данном этапе осуществляется экспертиза разработанной программы по созданию ЕОП практикующими специалистами и определяются мероприятия по ее внедрению: анкетирование, опросы; анкетирование, опросы; совещание, тематические встречи; совещание, тематические встречи; «информационная корзина»; «информационная корзина»; отзывы педагогов и родителей. отзывы педагогов и родителей.
Ожидаемый результат: 1. Программа повышения педагогической компетентности родителей; 2. Создание единого образовательного пространства в ДОУ.
Благодарю за внимание!