Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида
У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью: -очень низкий уровень развития арифметических навыков; -нет осознанного понимания числового ряда; - владение даже простейшими счётными операциями только на конкретном материале; - при пересчёте предметов -не могут назвать итогового числа; -не удерживают в памяти инструкцию; - помощь не эффективна.
Дети младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью: -могут пересчитать предметы в пределах 3-10; - при случайном расположение предметов им необходима организующая помощь; - большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда до заданного числа, особенно в обратном порядке; -трудны счётные операции с переходом через разряд;
-особые проблемы возникают при решении арифметических задач; - не удерживают в памяти задачи; - не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.
Наибольшие трудности в понимании текста и овладение навыками чтения наблюдаются у детей с выраженной умственной отсталостью: -даже к 7-8 годам они не могут запомнить буквы; - затрудняются объяснить знакомые слова и соотнести их с картинкой.
Дети с легкой умственной отсталостью: -к 7-8 годам могут усвоить алфавит при специальном обучении, но для них сложно научиться сливать буквы и слоги; - их чтение долгое время остаётся побуквенным; - не достаточно понимают прочитанное; - не могут пересказать текст в необходимой последовательности; - не доступно понимание скрытых причинных зависимостей.
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями: -к 7-8 годам не могут научиться писать; - не понимают цели заданий; - отмечается грубое недоразвитие моторики и общей координации движений; - имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради).
Дети с легкой умственной отсталостью: -испытывают значительные трудности в овладении письмом; -не могут выделить клетку, не соблюдают строку; - не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально; - предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам; - испытывают трудности в звуковом анализе слова; - не всегда различают начало и конец предложения;
- затрудняются понимать правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Но несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей имеются предпосылки для усвоения учебного материала по специальным (коррекционным) программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.