Домашнее задание §34 читать, ответить на вопросы; изучить материал презентации; найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.
«Священство» и «царство» Урок 37.
План урока 1. Патриарх Филарет; 2. Церковная реформа; 3. Никон и Аввакум; 4. Падение Никона. Преследования раскольников; 5. Соловецкое восстание.
Патриарх Филарет Русская церковь играла немалую роль в жизни страны Она, с одной стороны, поддерживала светскую, царскую власть с другой - нередко противостояла ей, и по немаловажным причинам Церковные иерархи скопили в течение столетий немалые богатства - земли, деньги и прочие ценности. На них зарились и казна, и дворяне К тому же церковь, опираясь на свои экономическую силу и духовный авторитет, пыталась оказывать влияние на государственные дела Со времени принятия христианства на Руси снова и снова всплывал вопрос: что выше «священство» или «царство», т. е. духовная или светская власть?
Патриарх Филарет Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов) - (ок октября 1633) - церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи Патриарх Филарет Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, в 1600 году был сослан, пострижен в монахи под именем Филарет, что должно было лишить его прав на престол.
Патриарх Филарет Освобождённый как «родственник» из монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль«нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником «семибоярщины» Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611 г.) 1 июня 1619 года был освобождён
Патриарх Филарет Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»
Церковная реформа К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений ? – Что брать за основу для исправления богослужебных книг Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней Руси, делались русские переводы В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий Они засели за благое дело - исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех
Церковная реформа Тогда же сложился в Москве кружок «ревнителей древлего благочестия». Они тоже кручинились по поводу неисправностей книг и обрядов, а также разгульной жизни монашеской братии. Возмущали их и сохранившиеся от древности языческие суеверия Кружок «ревнителей» возглавил Стефан Вонифатьев - духовник царя Алексея Михайловича, протопоп Благовещенского собора в Кремле. В кружок входили Никон - архимандрит столичного Новоспасского монастыря; протопопы Аввакум из Юрьевца-Поволжского, Фёдор Ртищев, настоятель Казанского собора Иван Неронов и др. При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам
Никон и Аввакум Всю работу возглавил Никон, в свое время крестьянин, потом священник Нижегородского уезда, монах Соловецкого монастыря, игумен Кожеозерского монастыря в Поморье Фанатическая вера, большой ум, решительный характер, слава оратора, проповедника, впадавшего в состояние экстаза, вдохновения, к тому же - чудотворца, провидца и целителя сделали его имя известным, и не только в церковных кругах. На него обратил внимание Алексей Михайлович В 1646 г. Никон приехал в Москву. Состоялась его встреча с царем, после чего началось быстрое возвышение – через 6 лет, после смерти Иосифа, он стал Патриархом Московским и всея Руси Патриарх Никон
Никон и Аввакум Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву 1653 г. – Никон начал проводить церковную реформу 1. Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг Iисус вместо Iсус по греческим образцам (Iисус вместо Iсус) 2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов 3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) 4. Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая) 5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах (5 вместо7)
Никон и Аввакум Проведение реформы началось, и Никон вложил в это свои недюженные способности, железную волю, фанатизм, нетерпимость к инакомыслящим Аввакум Петров Современная старообрядческая икона Но он столкнулся с противником, равным себе. Против него выступили бывшие соратники и друзья по кружку «ревнителей древлего благочестия». Возглавил их протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона,- человек страстный и горячий, фанатичный и нетерпимый «Ревнители» пишут царю, возражая против реформы. Но их не слушают. Свои проповеди и призывы сохранить «древлее благочестие» они не прекращают Аввакум яростно спорит с Никоном, обличает во весь голос его сторонников
Никон и Аввакум Своих оппонентов - Аввакума, Неронова, Федора и прочих - он отправил в ссылку или отдал под начал в монастыри. Весной 1654 г. созвали церковный собор, и он по требованию Никона одобрил принятые им меры В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви Споры «ревнителей древлего благочестия» и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия Сторону «ревнителей» принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона
В.И. Суриков. Боярыня Морозова г. Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом
Падение Никона Через некоторое время непомерные гордость и властолюбие Никона столкнули его не только со светскими и духовными вельможами, которыми он помыкал, но и с царем Значительно возмужавший, повзрослевший, прошедший через испытания военных действий в польской кампании, Алексей Михайлович не мог больше сносить патриаршие претензии, выходки второго «великого государя», к тому же претендовавшего на политическое первенство Недовольство царя нарастало. Он перестал посещать службы, которые вел патриарх, приглашать его на приемы во дворец Обидчивый и гневливый Никон не выдержал - на одном из богослужений в Успенском соборе он отказался от патриаршества, покинул столицу и уехал в один из построенных им монастырей - Воскресенский Новоиерусалимский к западу от Москвы
Падение Никона В 1666 г. состоялся суд, на который под охраной стрельцов привезли Никона. Его свели с патриаршества и сослали в Ферапонтов монастырь, потом перевели в Кирилло- Белозерскую обитель, где он и скончался в 1681 г. Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)
Падение Никона В этом же году окончил свой земной путь и Аввакум, его фанатичный противник. Церковный собор гг. проклял всех противников реформы, начатой Никоном и продолженной никонианами, в том числе и царем Алексеем. Сожжение протопопа Аввакума Пётр Евгеньевич Мясоедов, 1897 год
Соловецкое восстание Радикальные позиции раскольников выявились в ходе восстаний второй половины столетия. Восстали монахи прославленного монастыря на Соловках. Они отказались принять новонапечатанные «никонианские» книги В гг. – продолжалась осада Соловецкого монастыря После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников
Соловецкое восстание Наряду с активной борьбой, расколоучители и рядовые раскольники все больше становились на путь пассивного непротивления злу, христианского послушания, ухода из мира и жизни. Они устраивали массовые запощевания (голодную смерть) и самосожжения (гари) «Гари» следовали одна за другой: с 1675 по 1695 г. их было около сорока, в огне погибло до 20 тысяч старообрядцев Гонения на старообрядцев продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г. Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами - Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан