Концепция профессионального долголетия Проблема «эмоционального выгорания» «эмоционального выгорания» у педагогов у педагогов
Профессии с высокой степенью напряженности
Теория профессионального здоровья Психическое здоровье зрелость, сохранность и активность механиз- мов личностной саморегуляции, обеспе- чивающих полноценное человеческое функцио- нирование Эмоциональное выгорание выработанный лич- ностью механизм псих.защиты в форме полного или частичного исключе- ния эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия Профессиональное здоровье способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности
Факторы, вызывающие эмоциональное утомление внешниевнутренние
Внешние Интенсивное общение Многочисленные проверки, аттестации Работа с « трудными детьми» и «трудными родителями». Неблагополучный климат в коллективе Большое количество детей ответственность
Внутренние Личностные качества: Чрезмерная эмоциональная сдержанность, Слишком выраж. склонность к соучастию и сопереживанию. Несформирован ность навыка саморегуляции Отсутствие удовлетворенности работой Недостаток коммуникативных способностей
І-фаза Тревожное напряжение - служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании «э.в.». Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств Усиливающееся осознание трудноустра- нимых или неустранимых психофакторов профдеят. Симптом неудовлетворенности собой Симптом загнанности в клетку Это состояние интеллектуального затора, тупика Симптом тревоги и депрессии Крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии «э.в.»
II-фаза Резистенция, или сопротивление -человек осознанно или неосознанно стремиться к восстановлению психологического комфорта, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств, попытки оградить себя от неприятных впечатлений сопровождаются симптомами Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования Симптом эмоционально- нравственнной дезориентации Симптом расширения сферы экономии эмоций Симптом редукции проф.обязанностей Ограничивается диапазон и интенсивность включения эмоций в проф.общение На работе до того устаете от контактов, разговоров, что не хочется общаться даже с близкими людьми. Эмоции не пробуждают или слабо стимулируют нравственные чувства В проф.деят., предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется попытками облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат
III-фаза Истощение - более или менее выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Симптом эмоционального дефицита Симптом эмоциональной отстраненности Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации Симптом психосоматичес- ких и психовеге- тативных нарушений К профессионалу приходит ощущение, что он не может соучаствовать и сопереживать, отзываться на те ситуации, которые его должны трогать Личность почти полностью исключает эмоции из сферы проф.деят.Ничто не вызывает эмоционального отклика- ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку- Субъекту профессионального действия: он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект манипуляций. Это переход реакций организма человека с уровня эмоций на уровень психосоматики