Как научить ребёнка грамотно читать?
Чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию в стране к лучшему.
Навык чтения формируется и закрепляется к годам. Однако, даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирование грамотного читателя. Как же научить своего ребёнка грамотно читать?
Существует несколько уровней формирования навыка чтения. 1 уровень – элементарное чтение (техника чтения); 2 уровень – грамотное чтение вслух; 3 уровень – грамотное чтение про себя; 4 уровень – грамотный читатель.
Каждый уровень включает систему навыков, без сформированности которых ребёнок не может перейти на следующий уровень чтения.
Уровень элементарного чтения: безошибочная дифференцировка буквенных знаков и их сочетаний; безошибочное чтение слов; понимание смысла слов; понимание связи слов в предложении и смысла предложений. Структура сформированности уровней чтения
понимание общего содержания текста; умение выделять главную мысль текста; понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста); умение находить заданную информацию в тексте; умение пересказывать основное содержание текста Уровень грамотного чтения вслух:
понимание общего содержания текста; умение выделять главную мысль текста; понимание связанности и последовательности событий, изложенных в тексте (логика текста); умение находить заданную информацию в тексте; умение пересказывать основное содержание текста. Уровень грамотного чтения про себя:
понимание связи информации, интерпретация текста; рефлексия по поводу содержания текста; рефлексия по поводу формы текста; осмысление и критический анализ текста (собственные размышления). Уровень грамотного читателя:
Несформированность любого компонента на начальном этапе обучения не просто тормозит формирование навыка, но нарушает механизм его реализации.
В Основные причины трудностей обучения чтению на начальном этапе.
Комплексные (смешанные причины) Экзогенные(внешние причины) экологические факторы Социокультур- ные условия роста и развития школьные факторы Эндогенные (внутренние причины): неблагоприятные факторы течения беременности и родов; неблагоприятные факторы раннего развития; нарушение состояния здоровья; нарушения в развитии мозга; нарушения в развитии познавательных функций (внимания, восприятия, памяти. мышления…) Трудности обучения чтению