ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Advertisements

Основы коррекционно- развивающей работы Киселева Т.Г., канд.психол.наук, доцент.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Функциональные блоки мозга. структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
ПЛАН Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Виды двигательных нарушений Причины нарушений опорно-двигательного аппарата Справочная.
АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (дизонтогенез) Психический дизонтогенез – отклонение от нормального психического развития.
Лимбическая система головного мозга ВЫПОЛНИЛИ: АНДРОНОВА АНАСТАСИЯ БРЕСЛАВЦЕВА АНАСТАСИЯ ЗЫКОВА ЕЛИЗАВЕТА.
ФЕДОРОВА Ч.П. ОГБОУ СПО БПК ИМ.Д.БАНЗАРОВА Коррекционная педагогика.
Основы ЛОГОПЕДИИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.
КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Лев Семёнович Выготский 1. О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». 2. Научные концепции Л.С.Выготского.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и социального факторов в процессе психического развития.

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ФУНКЦИЙ

Исследователи теории компенсации: Австрийский психолог А.Адлер Советский психолог Л.С. Выготский

ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ФУНКЦИЙ является центральным вопросом специальной педагогики Компенсация От лат. Compensation – уравновешивание, уравнивание – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования или перестройки частично нарушенных функций При компенсации психических функций возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Например: Компенсация функций зрительного анализатора Развитие осязания За счет За счет Развитие кожного анализатора Развитие двигательного анализатора

Теория Л.С.Выготского О сложной структуре дефекта ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ИСКАЖЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСКАЖЕНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗАДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ЗАДЕРЖКА ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ НАРУШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ ОСОБЕНОСТИ ХАРАКТЕРА ОСОБЕНОСТИ ХАРАКТЕРА НАРУШЕНИЕ РЕЧИ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ СНИЖЕНИЕ СЛУХА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАН- СТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАРУШЕНИЕ ПРОСТРАН- СТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА ИСКАЖЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОСОБЕННОСТИ ПОХОДКИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗАТРУДНЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЗАМЕДЛЕНИЕ ПСИХО- МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР Нарушение познавательной деятельности Нарушение познавательной деятельности Нарушение общения Нарушение общения ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ Нарушение речи Вторичная задержка психического развития Особенности характера Снижение речевой активности ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА

Выводы: Биологический фактор вызывает первичный дефект – необратимые изменения в развитии организма ребенка. Первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. Вторичные отклонения являются основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития.

Теория Л.С. Выготского О соотношении биологического и социального факторов в процессе психического развития ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития Биологический фактор Социальный фактор Генетическая программа, состояние сердечно- сосудистой системы, дыхания, желудочного тракта при рождении Общество, в котором живет ребенок – тип идеологии, уровень развития науки, культурные традиции

Отклонения в развитии, обусловленные неблагоприятными условиями воспитания, создающими дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах онтогенеза Нарушения психического развития могут быть вызваны биологическими факторами, а также могут быть вызваны социальными факторами Пороки развития мозга, возникающие в результате генных мутаций, нарушений внутриутробного развития, патологии родов, воспалительных процессов, травм и т. д.

Вывод: Знание (понимание) влияния биологических и социальных факторов на развитие ребенка позволяет более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития.

Концепция А.Р.Лурия о функциональных блоках мозга А.Р. Лурия разработал общую структурно- функциональную модель мозга как субстрата психики. Согласно этой модели весь мозг может быть разделен на три основных блока, участвующих в любом виде психической деятельности.

1-й блок энергетический блок регуляции тонуса и бодрствования включает ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга,, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

2-й блок приема, переработки и хранения информации включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно- кинестетической, корковые зоны которые расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.

3-й блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической (сознательной) деятельности Основная цель работы этого блока формирование планов действий, то есть создание программы психического акта и развертка последовательности исполнения его во времени в реальном поведении.

Вывод: Всякая форма сознательной деятельности является сложной функциональной системой. Она опирается на совместную работу всех трех блоков мозга.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М Дефектологический словарь. – М., Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.

Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.