Педагогический совет «Работа с одаренными детьми в современных условиях » Смоляк М.А., заместитель директора по УВР МБУ школы 40 г.о. Тольятти
«… таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» ЦЕЛЬ: Мотивация деятельности педагогического коллектива на работу с одарёнными учащимися.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЁННОСТИ Талант- результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка. Школьное образование сегодня- решающий фактор индивидуального успеха и развития страны в дальнейшем.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ «… У выпускника современной школы должны быть сформулированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентно- способным. Эти личностные качества определяют инвестиционную привлекательность образования».
НАША НОВАЯ ШКОЛА Выявление детских талантов и талантливых детей Поддержка развития талантов Повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми
ФГОС Системно- деятельностный подход предполагает: Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества Учёт индивидуальных особенностей учащихся Разнообразие их индивидуального развития Обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов
Что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным? В чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью? Все ли дети обладают вышеперечисленным или только некоторые? Можно ли развить в ребенке гениальность или это врожденное качество, которым обладают лишь единицы?
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 1.Одарённые дети – это дети, которые … 1) показывают хорошие результаты в учёбе; 2) быстро и правильно выполняют задания; 3) готовы отвечать на каждом уроке; 4) готовы продемонстрировать свои определенные способности (например, по математике и т.д.); 5) быстрее, чем другие, воспринимают материал и лучше запоминают; 6) отличаются неординарным мышлением; 7) имеют творческие способности; 8) могут выполнять сложные задания; 9) задают разные вопросы; 10) (свой вариант ответа)
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 2. Какие факторы способствуют развитию одарённости? 1) создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей; 2) совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении; 3) обучение детей на высоком уровне сложности; 4) обучение в специальных группах и учреждениях; 5) сложные игры, задания, творческие задачи; 6) всестороннее развитие ребёнка; 7) умственное развитие; 8) индивидуальная работа; 9) умелое руководство развитием ребёнка; 10) (свой вариант ответа)
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ 3. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с одарёнными детьми? 1) недостаток профессиональных навыков; 2) отсутствие соответствующих условий в школе; 3) слабая материальна база; 4) большое количество детей в классе; 5) нежелание родителей помогать своим детям; 6) (свой вариант ответа) __________
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ Одарённые дети обладают неординарным мышлением- 85% имеют творческую одарённость- 58% выполняют сложные задания- 43% Организация работы с одарёнными детьми создание специальных условий дома- 50% совместная работа родителей и педагогов -30% во всестороннем развитии ребёнка- 38% умелое руководство развитием ребёнка- 45%.
ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ Организация работы с одарёнными детьми 50% посчитали большое количество детей в классе главной причиной трудностей 23% сослались на слабую материальную базу при организации учебного процесса 23% сослались на отсутствие соответствующих условий в школе 15% анкетируемых смогли «увидеть» истинную причину трудностей работы с одарёнными детьми – недостаток профессиональных навыков
СТУПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 1) ЗАДАТКИ Врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Например, особенности зрительного анализатора, особенности речевых центров мозга.
СТУПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 2) СКЛОННОСТИ Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. Например, тяготение к рисованию, музицированию и т. д.
СТУПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3 ) СПОСОБНОСТИ Это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Например, быстрота, глубина и прочность овладения способами и приёмами некоторой деятельности (выполнение математических действий, спорт и т. д.)
СТУПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 4) ОДАРЁННОСТЬ Комплексное явление, связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость обеспечивает не успех в какой- либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха (нужны знания, умения, навыки).
5) ТАЛАНТ Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. СТУПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
6) ГЕНИАЛЬНОСТЬ Практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Например, создание новых и уникальных (шедевров) или новые, неожиданные подходы к творческому процессу. СТУПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ ОДАРЕННЫМ? 1) Дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории. 2) Одаренные - дети, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляют способности, не свойственные возрасту. 3) Для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров
КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ ОБЫЧНО И НАЗЫВАЮТ ОДАРЕННЫМИ: дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность); дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми; дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); дети со «специальными способностями» (экстрасенсорные способности); дети, одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры).
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА (БОЛЕЕ 30) 1. Ребенок начал рано говорить и ходить. 2. Значительно раньше сверстников начал проявлять интерес к цифрам, буквам, рисованию, музыке, пению, различным наукам и т.д. 3. Хорошее развитие речи, богатый лексикон. 4. Отличная память, легко запоминает стихи и сказки. 5. Пытается найти нестандартные способы решения проблемы. 6. Любознательность.. 7. Любит читать, книга вместо телевизора и компьютера. 8. Удовольствие от интеллектуальной деятельности (пазлы, головоломки). 9. Предпочитает общение со взрослыми. 10. Повышенная эмоциональность, которую путают с капризностью. 11. Повышенное чувство справедливости. Они всегда соблюдают установленные правила и нормы. 12. Часто отставание в социальном развитии. 13. Богатое воображение Стремление во всем докопаться до истины толкает их на настоящие подвиги. В поиске правильного решения они будут докапываться до взрослых, перечитывать массу литературы, ставить опыты и т. д. 15. Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше времени для сна, чем сверстникам.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ Одаренный ребенок развивается неравномерно. Например, вычислять сложные геометрические формулы и неумение завязывать шнурки. У многих детей с неординарными способностями наблюдается заикание. В связи с чрезмерной эмоциональностью одаренные дети могут сильно жестикулировать и делать много лишних движений, после смеха могут через минуту разрыдаться. Проблемы в общении с окружающими людьми.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка; принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг; принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист). Быстро, на лету схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями- не только для обучающихся, но и для педагога.
ЗАДАЧА ПЕДАГОГА раскрыть природные способности ребенка помочь ребенку познать мир своим путем научить спрашивать
КАТЕГОРИИ ОДАРЁННОСТИ Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте). Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).