Изучение литературы в модели саморазвития человека - путь к компетентности. Из опыта работы Учителя МБОУ «Лицей 1» Кузнецовой Г. И. Во всем мне хочется дойти до самой сути. Б. Пастернак Пермь, 2012
«Модель саморазвития человека» Авторской школой во главе с профессором К. Я. Вазиной, начиная с 1973 года, разрабатывается, экспериментально проверяется и внедряется в практику модель саморазвития человека, педагогическая технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности (КИМ), позволяющая развивать общие предметные способности учащихся.
Разделяю точку зрения профессора Вазиной К. Я., которая рассматривает человека как духовно- природное («всеобщее»), саморазвивающееся («особенное»), уникальное («единичное») явление, живущее и действующее в социокультурной среде.
В своей работе опираюсь на структуру учебной ситуации, разработанной Вазиной К. Я. Считаю, что главная цель образовательного учреждения – создать условия и подготовить учащихся к непрерывному самодвижению, саморазвитию. «Ядерными» точками саморазвития человека являются: потребности цели целевое пространство способности средства, действия, результат поисковое пространство сознание рефлексия рефлексивное пространство
Как происходит включение в проблемную ситуацию? &даю противоположные точки зрения критиков по проблеме; &сопоставляю оригинал и черновые наброски текста; &включаю стихи классиков и современных поэтов с острой нравственной проблематикой; &опираюсь на публицистические статьи и диагностику; &использую репродукции картин, фрагменты из фильмов, грамзаписи, инсценировки отдельных сцен; &зачитываю выдержки из сочинений, в которых звучат разные точки зрения.
Средства. 1.Текст. 2.Словари С. Ожегова, В. Даля. 3.Древо понятия. 4.Карточки. 5.Простой или сложный план. 6.Репродукции, рисунки. 7.Алгоритм Последовательный анализ эпизодов. Осмысление вопросов.
Организация целевого пространства 1.Творческие микрогруппы – внешний механизм развития 2.Слово учителя (ввод в проблему) 3.Постановка целей учащимися и коррекция их учителем (мировоззренческой и предметных) 4.Проектирование результата (первичное осмысление текста, личные впечатления, чувства, эмоции) 5.Выбор средств (текст, словари, план, карточки, алгоритм)
Организация поискового пространства 1.Организация поисковой деятельности по творческим микрогруппам (Зона поиска – текст, словари). 2.Коррекция проблемы. 3.Определение способов деятельности: работа по алгоритму, плану, карточкам; нахождение ключевых слов; процесс построения Древа понятия. 4.Реализация программы деятельности. 5.Выработка личных, групповых позиций, точек зрения. 6.Общее обсуждение (определение нормы).
Организация рефлексивного пространства Рефлексия деятельности учащихся. Осознание совместной и индивидуальной деятельности (в чем успех или неуспех, над чем работать). Выход на новую проблемную ситуацию (домашняя работа). Рефлексия преподавателя. Соответствует ли проект ситуации процессу деятельности.
Результат деятельности