СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие специальное образование Специальные образовательные условия образовательного процесса Задачи специального образования Специальный образовательный стандарт
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии Коррекция и компенсация вторичных отклонений в развитии средствами образования
Специальные образовательные условия Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами ( олигофренопедагогами, тифлопедагогами, сурдопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; создание адекватной среды жизнедеятельности; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Любой гражданин Российской Федерации имеет гарантированное право и равные возможности образования, в том числе и специального образования. Условия их осуществления определяются образовательным стандартом. Применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразова- тельной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке. Ст. 43 Конституции Российской Федерации Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальный образовательный стандарт.
Недостатки развития всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями Недостаточная познавательная активность Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире Пробелы в знаниях о межличностных отношениях Недостатки в развитии личности Замедленное и ограниченное восприятие Недостатки развития моторики Недостатки развития мыслительной деятельности Недостатки речевого развития
Уровни образования лиц с ограниченными возможностями (особыми образовательными потребностями) Элементарная общеобразовательная подготовка Лица с нарушениями интеллекта осваивают профессии, не связанные с интенсивной интеллектуальной деятельностью или со сложными коммуникативными процессами Часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, лиц с тяжелыми нарушениями речи Часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, лиц с тяжелыми нарушениями речи (с легкими степенями нарушения) Среднее профессиональное Высшее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Основные параметры стандарта Учитывает как общие особенности лиц с недостатками развития, так и характерные особенности определенной категории Отражает требования к общеобразовательной подготовке; к коррекционно -развивающей работе; к профилактической работе Отражает требования к оздоровительной работе; к трудовой подготовке; к начальной профессио- нальной подготовке
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М Дефектологический словарь [Текст]. – М., Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., Специальная педагогика [Текст] /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплин Губенко А.М.