Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Щелковский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие. Запишите тему урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного». Какова же цель нашего урока?
Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. М.Ю. Лермонтов
Это счастье огромное, Это радость безмерная – Возвращаться на родину После дальних дорог. Мы, конечно же, помнили, Как любовь свою первую, Этот тонущий в зелени, Милый наш городок. И. Рудаков
Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.
Клязьма Клязьма – крупная и полноводная река, протекающая по территории Московской области. Клязьма Клязьма – крупная и полноводная река, которая протекает по территории Московской области.
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1. Стромынский тракт – дорога, которая шла по северным опушкам дремучих лесов, которые до сих пор сохранились в Щелковском районе. 2. Существует гипотеза происхождения Стромынки от Костромы, до которой добирались именно по этой дороге. 3. С южной стороны шел Хомутовский тракт, который соединял Владимирское княжество с Москвой. 4. Троицкая дорога – тракт, который связал уездные города с Троице-Сергиевым монастырем – духовным центром нашего края.
Подмосковная земля как магнит, притягива...щий к себе интересной историей. До Щелкова, упомина...мого в писцовых книгах 16 века как деревня Щелково, можно быстро добраться от столицы. Название города Щелково, по одной из версий, созвучно речушке Шелоховке, впада...щей в Клязьму. По другой, происходит от старинной фамилии дьяков Щелкаловых, господству...щих на землях около Болшева.
В нашем поселке на новое летное поле в 1932 году совершил первую посадку тяжелый бомбардировщик, пилотиру...мый Валерием Чкаловым, в честь которого поселок и получил свое название. В 1937 году Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял в кабину самолета васильки и в знак доброго расположения поднес их встреча...щим его американцам.
Много рек и озер в Щелковском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой, а названия рек и озер – гидронимами. Есть и Голубое озеро (д. Алексеевка) – от голубого неба, отраже...ого в зеркальной воде. Пруд Кирпичики (г. Фрязино) – по названию построе...ого на его берегах кирпичного завода. Река Белая (с. Душоново) – назва...ая по белоснежному дну в речке. Пруд Кирпичики
1 группа пропитаНный сиропом бисквит клюквенный кисель куплеНная на рынке клубника привезеНный издалека ананас соленые огурцы запечеНные яблоки
2 группа тушеное мясо фаршироваНные помидоры резаНная крупными кольцами морковь копченая рыба приготовлеНный по особому рецепту картофель обжареНный лук
3 группа масленые блины мариноваНный перец рубленая петрушка жареные баклажаны сорваНные с дерева груши тушеНная в маринаде рыба
Река Оканица (приток Вори) – название от балтских племен – «(не) замерзающее место в реке, бьющий из глубины ключ». (От этого слова исследователи образуют название реки Оки.) (Не) имеющее никаких обитателей Мертвое озеро (д. Алексеевка). Вода чистая, но озеро безжизненное. (Не) созданный природой, а искусственно образованный Большой остров (с. Гребнево).
Повторение пунктуации при причастном обороте Дальше наш путь лежит к расположенной в центре библиотеке. Вам нужно сделать подписи под фотографиями, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помните, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.
Мы идем по дороге. _________________________________________________________________
Наш путь лежит мимо памятника. памятника. _________________________________________________________________
Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно. __________________________________________________
Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову. __________________________________________
Достигнута ли цель нашего урока? Что нового вы сегодня узнали?
На выбор: 1. Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить орфограммы причастий, выделить причастия и причастные обороты. 2. Составить для одноклассников тест по теме «Причастие»: «Верно ли утверждение?» 3. Написать сочинение-миниатюру «Мой город» («Прогулка по городу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты.
Клязьма река в Европейской части России прот...ка...щая по те(р,рр)итории Московской област.... Клязьма самый крупный и полн...водный пр...ток реки Оки впада...щий в нее в Нижегородской област.... (Кое)где река имеет ширину пр...выша...щую 200 метров. Дно ее глин...стое местами песч...ное т...чение медле...ное спокойное. На берегах Клязьмы постро...ны бумажные керамические и текстильные производства. В архивах сохр...нилось упоминание о помещике Катенине открывш...м на Клязьме первую (па...сажирско)грузовую линию. По реке шли груже...ные разными товарами баржи «бежали» речные пар...ходики. Чудес...ный вид открывался перед па...сажирами стоящ..... у самой воды стари...ные бел...каме...ные дома монастыри сверка...щие на солнце маковки церквей тянувш....ся по всему берегу холмы у подножия которых б...ют многочисле...ные ключи.
А в родимом краю и березки другие, И душистей сирень, зеленей тополек. Много мест на земле – только в нашей России Может каждый по сердцу найти уголок. И куда бы он ни был заброшен судьбой, И каких бы дорог после не было пройдено, Человек будет знать – у него за спиной Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина! Любите свой город, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!