Красота и сила русского поэтического слова. Цели урока: Узнать: 1.Может ли язык народа обходиться без поэзии? 2.Что такое поэзия для языка? 3.О чем говорит.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех.
Advertisements

Символист Футурист Поэт По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи - не творение конкретной.
Иисус, моя страсть – узнать Тебя ближе Все цели, мечты моей жизни Ведут лишь к Тебе одному Иисус, явил Ты ко мне Свою милость, Дары в моем сердце открылись.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Город есть в небесах. Нет в нем боли и слез, и не мучает страх. Там всегда яркий свет, Нет земной суеты и печали там нет.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Пророк»
Быть учителем это прекрасно! Моему учителю посвящаю Работа ученика 10 класса МБОУ «Юдинская средняя общеобразовательная школа» Асекеевского района Салимова.
Прочитайте текст. (1)… Самая большая ценность народа это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2)Думает! (3)Ведь это значит, что вся сознательная.
Когда смолкнет всё, в полной тишине Я к Тебе приду. Желая принести что-то ценное Тебя я восхвалю.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
В тишине у трона Твоего Я стою и красоте Твоей внимаю Нет прекрасней в мире никого О, Господь, я это сердцем понимаю.
Пушкин о назначении поэта и поэзии
В творческой мастерской Александра Сергеевича Пушкина.
Как воин на вождя глядит в борьбе, Глаза обращены мои к Тебе; Спаситель мой, Тебя я ожидаю, К Тебе, Господь, я сердце простираю.
Разработка урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в литературе XIX и XX веков» XIX и XX веков»
Эмоциональный настрой Оглянись: кругом весна поёт, Солнце так безудержно смеётся! Пусть оно энергией своей В душу каждого из вас прольётся! Улыбнись,
В поисках смысла жизни По книге протоиерея Игоря Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»
Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Он здесь, Он здесь Хочет встречи Он с тобой, Он здесь.
Транксрипт:

Красота и сила русского поэтического слова

Цели урока: Узнать: 1.Может ли язык народа обходиться без поэзии? 2.Что такое поэзия для языка? 3.О чем говорит русская поэзия?

Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое поэт Борис Пастернак в 1956 г. Попробуем для начала сравнить два стихотворения, на первый взгляд, очень далеких друг от друга. Одно из них написал поэт Василий Жуковский в 1839 г., а другое поэт Борис Пастернак в 1956 г. Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы). Стихотворение В.А.Жуковского (точнее, отрывок из его драматической поэмы «Камоэнс») написано так называемым александрийским стихом величественным стихотворным размером, которым часто переводили древнюю поэзию (как и в древней поэзии, в александрийском стихе нет рифмы). В.А.Жуковский (1783–1852). В.А.Жуковский (1783–1852). Портрет работы О.А.Кипренского

Не счастия, не славы здесь Ищу я быть хочу крылом могучим, Подъемлющим родные мне сердца На высоту, зарей, победу дня Предвозвещающей, великих дум Воспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы, Которою пред нами горний мир Задернут, чтоб порой для смертных глаз Ее приподымать и святость жизни Являть во всей ее красе небесной Вот долг поэта, вот мое призванье! Не счастия, не славы здесь Ищу я быть хочу крылом могучим, Подъемлющим родные мне сердца На высоту, зарей, победу дня Предвозвещающей, великих дум Воспламенителем, глаголом правды, Лекарством душ, безверием крушимых, И сторожем нетленной той завесы, Которою пред нами горний мир Задернут, чтоб порой для смертных глаз Ее приподымать и святость жизни Являть во всей ее красе небесной Вот долг поэта, вот мое призванье!

быть «крылом» быть «крылом» «воспламенителем великих дум» «лекарством душ» «воспламенителем великих дум» «лекарством душ» « предвозвестником победы дня» « предвозвестником победы дня» быть «глаголом правды» быть «глаголом правды» «святость жизни являть во всей красе небесной». «святость жизни являть во всей красе небесной».

Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями трястись Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь, Не надо заводить архива, Над рукописями трястись Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. Цель творчества самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. Б.Л.Пастернак (1890–1960). Б.Л.Пастернак (1890–1960). Фото 1956 г. Фото 1956 г.

Сравним эти стихотворения. Сравним эти стихотворения. О чем они? О чем они? Есть ли у авторов общие мысли? Есть ли у авторов общие мысли?

В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: В стихотворении Жуковского много признаков высокого стиля: размер александрийский стих, размер александрийский стих, церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный), церковнославянизмы «нетленный» (т.е. бессмертный), «горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт), «горний мир» (это выражение значит «высший, небесный мир», завесу которого может приоткрыть читателю поэт), «глагол правды». «глагол правды». Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова. Все это создает в стихотворении возвышенный настрой, все это близко к понятию «высокого штиля» в определении Ломоносова.

Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот». Стихотворение Пастернака подчеркнуто просто и слова автор употребляет простые: шумиха, архив (имеется в виду писательский архив), и мысли выражает прямо и «без красот». И все-таки эти стихотворения родственны по духу. И все-таки эти стихотворения родственны по духу. Что же их роднит? Что же их роднит?

Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Жуковский признается: «не счастия, не славы здесь ищу я...», Пастернак пишет о том же самом: «быть знаменитым некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения). Пастернак пишет о том же самом: «быть знаменитым некрасиво...», призывает не гнаться за победой (и даже не отличать ее от поражения). Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому, Жуковский мечтает поднять сердца читателей к высокому, а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха). а Пастернак предостерегает писателя от того, что «не поднимает ввысь» (известность, слава, шумиха). Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству? Каким словом можно охарактеризовать отношение этих двух поэтов к словесному творчеству?

«Служение» «Служение» «высокое служение» «высокое служение»

Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. ( «Поэт и толпа») ( «Поэт и толпа») И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». («Пророк») («Пророк»)

«Твой голос небо надо мной». Где рождаются высокие слова поэзии? Где рождаются высокие слова поэзии? Откуда берутся в русской поэзии высокие слова? Откуда берутся в русской поэзии высокие слова? Откуда вообще берутся в поэзии слова? Откуда вообще берутся в поэзии слова? На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка. На первый взгляд, все очень просто: все слова берутся из языка. А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара? А что такое русский язык для русской поэзии? Просто исходный материал? Как дерево для плотника или глина для гончара? Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете? Какую роль в поэзии играет язык, как вы думаете?

РОДНОЙ ЯЗЫК РОДНОЙ ЯЗЫК Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи как дым алтарный! Как вызов яростный мой крик!... Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи как дым алтарный! Как вызов яростный мой крик!... Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов!... Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов!... Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю ты ответствуй, Иду, ты будь готов к борьбе! Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю ты ответствуй, Иду, ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты мститель мой, ты мой спаситель, Твой мир навек моя обитель, Твой голос-небо надо мной! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты мститель мой, ты мой спаситель, Твой мир навек моя обитель, Твой голос-небо надо мной! В.Я.Брюсов (1873–1924). В.Я.Брюсов (1873–1924). Портрет работы С.В.Малютина г. Портрет работы С.В.Малютина г.

У языка есть свой голос («Твой голос небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, образ жертвы Богу ) У языка есть свой голос («Твой голос небо надо мной»), который вдохновляет поэта; и этот голос, звучащий в самом языке тот самый пушкинский «Бога глас»: ведь стихи поэта это «дым алтарный» (благовонный дым, восходящий от алтаря к небу, образ жертвы Богу )

Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής буквально означает творец. Итак, главный секрет поэзии в том, что поэтическое слово это ТВОРЧЕСКОЕ слово. Оно не повторяет жизнь оно само готово преобразить жизнь человека, оно само способно творить в жизни человека что-то новое и прекрасное. Ведь в древнегреческом языке слово ποιητής буквально означает творец.

Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове Слове с большой буквы. Лучше всего такое отношение к слову отразили создатели славянской азбуки, первые славянские переводчики святые братья Кирилл и Мефодий. Первыми словами, написанными на славянском языке, новой азбукой, стали слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Эти слова говорят о творческом Слове Слове с большой буквы.

Нужно ли учиться родной поэзии? Для чего нужно учиться понимать родную поэзию? Чтобы понять предков, понять свою страну, чтобы понять, что же делает нас и наших предков именно единым народом, нужно заглянуть в душу и сердце своего народа нужно услышать его поэтическую мысль. Знание родной поэзии это одно из самых важных знаний, которые может получить человек: это знание народа, среди которого ты живешь, это, в конечном счете, познание себя самого.