Субъекты конституционно-правовой ответственности Киселева Татьяна Маратовна Научный руководитель: к.ю.н., доцент Масловская Т.С.
АЦОНОНПАЦОНОНПСодержание Актуальность Актуальность Актуальность Цели и задачи Цели и задачи Цели и задачи Цели и задачи Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Основные результаты Основные результаты Основные результаты Основные результаты Научная новизна Научная новизна Научная новизна Научная новизна Положения, выносимые на защиту Положения, выносимые на защиту Положения, выносимые на защиту Положения, выносимые на защиту
АЦОНОНПАЦОНОНПАктуальность Проблемные вопросы субъектного состава конституционно-правовой ответственности в литературе отражены недостаточно подробно. Не закрепляется субъектный состав и на законодательном уровне. Для принятия специального нормативно- правового акта необходимо четко определить круг субъектов, подлежащих конституционно- правовой ответственности и их правовое положение в данном статусе.
АЦОНОНПАЦОНОНП Цели и задачи Цель работы – создание теоретической базы для разработки и принятия специального нормативного правового акта по вопросам конституционно-правовой ответственности. Цель работы – создание теоретической базы для разработки и принятия специального нормативного правового акта по вопросам конституционно-правовой ответственности. Задачи: рассмотрение теоретических вопросов субъектного состава конституционно-правовой ответственности, определение точного круга субъектов, исследование правового положения отдельных субъектов конституционно- правовой ответственности. Задачи: рассмотрение теоретических вопросов субъектного состава конституционно-правовой ответственности, определение точного круга субъектов, исследование правового положения отдельных субъектов конституционно- правовой ответственности.
АЦОНОНПАЦОНОНП Объект и предмет исследования Объектом исследования выступает конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности Объектом исследования выступает конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности Предмет исследования – субъектный состав конституционно-правовой ответственности Предмет исследования – субъектный состав конституционно-правовой ответственности
АЦОНОНПАЦОНОНП Научная гипотеза Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности имеет самостоятельный круг субъектов, обладающими специфическими признаками и характеристиками
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты Субъектом конституционно-правовой ответственности является лицо, способное нести ответственность за нарушение норм Конституции и конституционного законодательства, обладающее специальной деликтоспособностью, которая устанавливается нормативно- правовыми актами. Субъектом конституционно-правовой ответственности является лицо, способное нести ответственность за нарушение норм Конституции и конституционного законодательства, обладающее специальной деликтоспособностью, которая устанавливается нормативно- правовыми актами.
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты К субъектам конституционной ответственности относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, в том числе политические партии, депутаты, должностные лица, физические лица. К субъектам конституционной ответственности относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, в том числе политические партии, депутаты, должностные лица, физические лица.
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты Одним из субъектов конституционно- правовой ответственности в Республике Беларусь является Президент Республики Беларусь. Одним из субъектов конституционно- правовой ответственности в Республике Беларусь является Президент Республики Беларусь. По отношению к Президенту в законодательстве Республики Беларусь предусмотрены такие меры ответственности как смещение с должности и признание декретов и указов Президента неконституционными и последующая утрата ими юридической силы. По отношению к Президенту в законодательстве Республики Беларусь предусмотрены такие меры ответственности как смещение с должности и признание декретов и указов Президента неконституционными и последующая утрата ими юридической силы.
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты Субъектом конституционно-правовой ответственности является Парламент- Национальное собрание Республики Беларусь. Субъектом конституционно-правовой ответственности является Парламент- Национальное собрание Республики Беларусь. По отношению к Парламенту Республики Беларусь могут применяться такие конституционно-правовые санкции как роспуск Палаты представителей и Совета Республики, отмена действия закона вследствие признания его неконституционным и отзыв депутата Палаты представителей, члена Совета Республики. По отношению к Парламенту Республики Беларусь могут применяться такие конституционно-правовые санкции как роспуск Палаты представителей и Совета Республики, отмена действия закона вследствие признания его неконституционным и отзыв депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты Правительство-Совет Министров Республики Беларусь является субъектом конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь является субъектом конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь. В законодательстве Республики Беларусь по отношению к Правительству предусмотрены следующие санкции: отставка как всего Правительства в целом, так и отдельных его членов, вынесение вотума недоверия и отмена актов Правительства. В законодательстве Республики Беларусь по отношению к Правительству предусмотрены следующие санкции: отставка как всего Правительства в целом, так и отдельных его членов, вынесение вотума недоверия и отмена актов Правительства.
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты Одним из субъектов конституционно- правовой ответственности в Республике Беларусь являются местные Советы депутатов. Одним из субъектов конституционно- правовой ответственности в Республике Беларусь являются местные Советы депутатов. По отношению к местным Советам в законодательстве предусмотрены такие меры конституционно-правовой ответственности как отмена несоответствующего законодательству решения местного Совета, досрочное прекращение полномочий и отзыв депутата местного Совета. По отношению к местным Советам в законодательстве предусмотрены такие меры конституционно-правовой ответственности как отмена несоответствующего законодательству решения местного Совета, досрочное прекращение полномочий и отзыв депутата местного Совета.
АЦОНОНПАЦОНОНП Основные результаты Физические лица выступают в качестве субъектов конституционно-правовой ответственности в случае нарушении норм конституционного законодательства, когда в отношении них предусмотрено наступление неблагоприятных последствий, не являющихся мерами иной юридической ответственности. Физические лица выступают в качестве субъектов конституционно-правовой ответственности в случае нарушении норм конституционного законодательства, когда в отношении них предусмотрено наступление неблагоприятных последствий, не являющихся мерами иной юридической ответственности. Как правило, их ответственность выражается в лишении определенного правового статуса, например, отмена решения о принятии в гражданство, отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты и т.п. Как правило, их ответственность выражается в лишении определенного правового статуса, например, отмена решения о принятии в гражданство, отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты и т.п.
АЦОНОНПАЦОНОНП Научная новизна Вопросу субъектного состава конституционно-правовой ответственности в юридической литературе уделено неоправданно мало внимания. В Республике Беларусь отсутствуют научные работы, посвященные конкретным субъектам конституционно-правовой ответственности. Не разрешается этот вопрос и на законодательном уровне. Вопросу субъектного состава конституционно-правовой ответственности в юридической литературе уделено неоправданно мало внимания. В Республике Беларусь отсутствуют научные работы, посвященные конкретным субъектам конституционно-правовой ответственности. Не разрешается этот вопрос и на законодательном уровне.
АЦОНОНПАЦОНОНП Положения, выносимые на защиту Существует необходимость разработки и принятия специализированного нормативно- правового акта, которым бы и регулировались вопросы конституционно- правовой ответственности в целом и правовое положение субъектов в частности. Данным нормативно-правовым актом должен стать Закон Республики Беларусь «О конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь». Существует необходимость разработки и принятия специализированного нормативно- правового акта, которым бы и регулировались вопросы конституционно- правовой ответственности в целом и правовое положение субъектов в частности. Данным нормативно-правовым актом должен стать Закон Республики Беларусь «О конституционно-правовой ответственности в Республике Беларусь».
АЦОНОНПАЦОНОНП Положения, выносимые на защиту Принятие специального закона необходимо, так как многие положения в отношении субъектов конституционно-правовой ответственности не урегулированы (четкие основания, процедура применения и др.), существует несогласованность между отдельными источниками конституционно-правовой ответственности. Принятие специального закона необходимо, так как многие положения в отношении субъектов конституционно-правовой ответственности не урегулированы (четкие основания, процедура применения и др.), существует несогласованность между отдельными источниками конституционно-правовой ответственности.
АЦОНОНПАЦОНОНП Положения, выносимые на защиту Помимо этого существует необходимость приведение в соответствие норм Конституции, Уголовного кодекса, Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «о Национальном собрании Республики Беларусь» и Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь». Помимо этого существует необходимость приведение в соответствие норм Конституции, Уголовного кодекса, Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «о Национальном собрании Республики Беларусь» и Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь».
АЦОНОНПАЦОНОНП Спасибо за внимание!