Век Просвещения в России Тема: Век Просвещения в России (§ 34) Д/з: § 34, вопросы, задания: конспект – учить. Цель урока: рассмотреть процесс становления и развития науки и образования в XVIII в. в России.
1. Академия наук – 1725 г. Академия наук в Петербурге. XVIII век – время становления российской науки г. – Петр I подписал указ об основании Академии наук г. – открытие (после смерти П.I) Располагались: обсерватория, музей, библиотека, типография, ботанический сад, физическая и химическая лаборатории (с 1748 основана М.В. Ломоносовым) и др. Штат Академии: 11 профессоров ( вначале только иностранцы).
2. М.В. Ломоносов ( ) М.В.Ломоносов - Что вам известно о М.В. Ломоносове? Прочитайте п. 2 § 34. Вопросы к прочитанному: 1. 1.Где и в какой семье родился Ломоносов? 2. 2.В каком году он уехал в Москву? 3. 3.В каком учебном заведении он учился? Охарактеризуйте его поступок Где он продолжил своё обучение? 5. 5.Очертите круг интересов и научных занятий Ломоносова Значимость научной деятельности учёного?
3. Естественные науки 1744 г. - М.Шеин издает 1-й русский анатомический атлас г. – заводчики Демидовы открывают Ботанический сад 1745 г. - «Атлас Российской империи» (мировое значение), затем - геологические карты регионов. Астрономия: создание сети обсерваторий (Эйлер, Ломоносов). Начало изучения природы электричества: Рихман и Ломоносов. Химия: основание лабораторий (Ломоносов) её исследования широко применялись в производстве. Леонард Эйлер
4. История и филология История: В.Н.Татищев – «История Российская», М.В. Ломоносов – противник «норманнской теории», написал 1-й учебник истории - «Краткий российский летописец»; М.М.Щербатова «История российская от древнейших времён» - 15 томов г. – центр изучения русского языка и литературы принцип «Писать, как говорят, и говорить, как пишут». Возглавила княгиня Екатерина Дашкова. Михаил Михайлович Щербатов Василий Никитич Татищев Екатерина Романовна Дашкова
5. Академические экспедиции Цель: изучение новых территорий. Экспедиции: - вост. побережье Каспия море (Хива, Бухара) для поиска торгового пути в Индию г. - составлена карта Камчатки и Курильских о-в гг. Витус Беринг - 1-ая Камчатская экспедиция гг. - 2-я Камчатская экспедиция - Аляска,открытие Алеутских о-в, разделила Сибирь на Западную и Восточную, как особые районы. Участник экспедиции Степан Крашенинников - «Описание земли Камчатки» гг. - 5 экспедиций в различные районы России г. - учреждён Географический департамент. Степан Петрович Крашенинников Витус Беринг
6. Техники и изобретатели (п.6 § 34) Токарно- винторезный станок Нартова. Скорострельная батарея Нартова из 44 мортир. Проект вертолёта Ломоносова Паровой двигатель Ползунова Машина для откачивания воды из шахты (Змеигородский рудник)
Иван Кулибин – русский механик, самоучка- изобретатель. Часы: величиной с гусиное яйцо. Состояли из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время, даже половину и четверти. Часы играли сочинённую им мелодию. На изготовление этих чудесных часов механик потратил больше 2-х лет. Проект деревянного одноарочного моста через Неву 298 м. Зеркальный фонарь, прототип современного прожектора. «Самобеглая » (самодвижущаяся) трёхколёсная коляска. Протезы
7. Образование 1755 г. - открытие Московского университета (инициатор -Ломоносов). Три факультета (изначально): юридический, философский, медицинский. Факультет богословия: студентами могли стать не только дворяне, но и выходцы из других сословий. Преподавание не на латыни, а на русском языке. Работала типография, выпускалась газета «Московские ведомости». 1-я общеобразовательная школа. Московский университет.
Основной формой обучения для «низших» слоев - школы грамоты. Для детей дворян: закрытые учебные заведения -Сухопутный и морской шляхетские корпуса, -Пажеский корпус, -Смольный институт благородных девиц (1764). -закрытые учебные заведения для детей купцов г. - открыта Академия художеств, затем танцевальная и балетная школы. Здание Академии художеств в Петербурге.
Закрепление пройденного 1.Назовите по дате: -учреждение Академии наук -открытие Московского университета -Открытие Академии художеств. 2. Назовите имена: -знаменитых историков XVIII в. -знаменитых изобретателей -знаменитых исследователей. 3. Почему большинство нужных и важных изобретений не стали востребованы в России? 4. Что представляла собой российская система образования?