Секция 1. « Учреждения общего образования в современной России : текущее положение и перспективы » Всероссийская конференция руководителей общеобразовательных учреждений, апреля 2012 г.
Школа - национальное достояние и надежда России В решении проблем образования, воспитания, социализации, оздоровления юного поколения огромную роль играет школа. Не только школа в собирательном понимании как система общего образования, но и школа как конкретная живая образовательная организация, конкретный субъект образования, конкретное уникальное школьное сообщество. Институт средней общеобразовательной школы, национальная модель школы, сложившаяся и развивающаяся в России, возможно, не идеальны и нуждаются в совершенствовании, но и в нынешнем виде они, на наш взгляд, являются важным национальным и культурным достоянием России.
Школа – главный оператор образования Понятная увлеченность формированием стратегий развития образования на верхних уровнях системы может не дать желаемых результатов, если не удастся сделать школы субъектами, принимающими эти стратегические установки как свои и разделяющими ответственность за выполнение этих вышестоящих стратегий. Великий наш соотечественник. К. Д. Ушинский абсолютно точно зафиксировал : « В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя ». И осмелимся добавить – « минуя коллективный разум школьных сообществ ». Любые попытки реформ и трансформаций системы образования, которые не будут в должной мере проходить через сознание школьных сообществ, их управляющих систем, отвечать их внутренним устремлениям и потребностям, вряд ли смогут быть эффективными.
Самые масштабные проекты требуют для своего успеха ? Как избежать отрыва школы от линии образовательной политики ? ? Как избежать конъюнктурщины ? ? Как оптимально сопрячь траектории развития школы и логику развития крупных проектов ?
Необходимо, чтобы и сами школы рассматривались руководством и видели себя сами как выбирающие и имеющие и реализующие в рамках своей законной компетенции собственные стратегии, чтобы стратегическое управление в образовании начиналось со школы. Необходимо, чтобы и сами школы рассматривались руководством и видели себя сами как выбирающие и имеющие и реализующие в рамках своей законной компетенции собственные стратегии, чтобы стратегическое управление в образовании начиналось со школы. Определённую тревогу вызывает то обстоятельство, что это пока далеко не всегда так. Определённую тревогу вызывает то обстоятельство, что это пока далеко не всегда так.
Из какого образа школы следует исходить ?
по сути игнорирует всю многовековую историю педагогики, свидетельствующую о пагубности унификации и избыточной стандартизации школ, и, разумеется, не верит в « какое - там стратегическое управление в школе », как и во всякие разговоры об « авторских школах ». Первая « теория » верит в школу и ее уникальные возможности, для раскрытия которых стратегический менеджмент является наиболее адекватным управленческим инструментом. Вторая
Это значит, что Нам нужны хорошие, мощные школы Качество школы и качество школьной жизни – важнейшие задачи Надо поддерживать не только лидеров, надо по - разному поддерживать разные школы
Модель директора школы Первый и лучший учитель ? Хозяйственник и добытчик ? Организатор общественных связей и дипломат ? Менеджер ? Лидер сообщества ? Школоделатель – создатель этой и такой, то есть - уникальной Школы ? Школоделатель – создатель этой и такой, то есть - уникальной Школы ?
И как при всей важности экономических и правовых компетентностей не упустить из виду компетентости собственно управленческие и компетентности по базовому – образовательному процессу и по инноватике ? И какие компетентности ему необходимы ? И как школе не потерять свое лицо в новых экономических и правовых реалиях ?
Докладчики секции Азамат Борисович Тлисов, член Общественной палаты Российской Федерации ; Сергей Иванович Фёклин, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, директор Центра нормативного правового обеспечения образования ФГАОУ « Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования », заместитель декана юридического факультета ГБОУ ВПО МГПУ, кандидат юридических наук Дмитрий Владимирович Жигалов, руководитель проектов сектора « Муниципальные финансы и межбюджетные отношения » Фонда « Институт экономики города »