Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Алгоритм выявления проблемы художественного текста Проанализируйте поступки, отношения, речь героев Определите, какие положительные и отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях. Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества? Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова
Выявите основную мысль текста Запишите её в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Текстовой комментарий 1. Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… ( взаимоотношений кого с кем) 2.Не случайно писатель изображает.. ( кого, что) 3.Поступок героя свидетельствует о том, что… 4.Слова, мысли героя показывают, что… 5.Автор осуждает/ одобряет ( поступки) героя ( героев). 6.Автор сочувствует своему герою … 7.Симпатии автора на стороне ….
Средства выражения позиции автора Слова - маркеры Оценочная лексика Средства выразительности Вводные слова Побудительные предложения Слова – маркеры: главное, самое важное, надо, нужно. Не нужно скрывать радости! Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. Чрезвычайно важно понимать, что… Отличный, прекрасный, превосходный, великолепный – положительная оценка Скверный, отвратительный, безобразный, наглый – отрицательная оценка. Любящий человек – это великое дело. Риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказать о талантливых людях! Как много во всём этом ума и чувства красоты! Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора. К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто. К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции. Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю. Так что учитесь у великих: размышления о жизни помогут вам лучше понять себя.
Позиция автора Герой – пример положительных качеств Герой – пример отрицательных качеств Автор согласен с героем Автор одобряет поведение героя Автор не согласен с героем Автор осуждает поведение героя
Текстовые конструкции для выражения авторской позиции. Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Автор призывает нас … Автор осуждает( кого/что, за что).. Автор убеждает нас в том…