Духовно-нравственные ценности рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Цел и : Знать содержание рассказа «Чудик». Знать содержание рассказа «Чудик». Познакомиться со своеобразием шукшинских рассказов. Познакомиться со своеобразием шукшинских рассказов. Уметь анализировать вслед за автором художественные приёмы, раскрывающие основные черты характера главного действующего лица. Уметь анализировать вслед за автором художественные приёмы, раскрывающие основные черты характера главного действующего лица. Уметь определять и выражать собственную позицию в оценке героя и идеи произведения, а также определять замысел и авторскую позицию. Уметь определять и выражать собственную позицию в оценке героя и идеи произведения, а также определять замысел и авторскую позицию.
( )
Словарная работа Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих. Чудик (прост.) – то же, что и чудак. ( по словарю С. И. Ожегова)
«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде. - Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде. - Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали.. - Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали.. - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка.» Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели» и «Василий». ». Чудик
Своеобразие шукшинских рассказов Отражение жизни в движении. Деловитость, собранность. Начало простое, уверенное, динамичное. Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания. Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах, поступках. Постоянная сюжетная ситуация встреча. Концовка рассказа открыта.
Домашнее задание: Дать письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе?» Если «да», то почему? Если «нет», - почему?