СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА педагогов ПРОБЛЕМЫ РОСТА
Учительский клуб в сетевом пространстве методический кабинет и комната психологической разгрузки библиотека с безграничным фондом и ежедневник с напоминанием о знаменательных датах юридическая консультация и банк идей клуб по интересам и помощь знатоков
Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества? Не умеет работать в сообществе Не владеет компьютерной грамотой Видит в интернете только негатив
СКОРОСТЬ КАРАВАНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СКОРОСТЬЮ ПОСЛЕДНЕГО ВЕРБЛЮДА …. Наш школьный караван разметала бурная информатизация
Почему сетевое сотрудничество не привлекает педагогов? В чем причины такого неприятия нового? В психологических установках: интернет –это зло, компьютер отучает детей самостоятельно решать те или иные задачи. Эти психологические шоры держат педагога на почтительном расстоянии от компьютера… И даже более того- можно услышапть и пренебрежительные отзывы: « Да ничего ребенок не делал- в интернете нашел…» Таким образом, наши учителя часто оправдывают свое нежелание овладевать этим мощным преимуществом современной жизни- огромным ( почти безграничным) информационным океаном
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ педагога В компьютерной и информационной беспомощности педагога кроется причина сужения поля професионального самоопределения. Из различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности: 1)человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я- концепция приближается к общей Я-концепции; 2)человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций; 3)человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии. ЕДИНСТВЕННЫМ ПОЗИТИВНЫМ СООТНОШЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ первый вариант - человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции.
Как изменить сложившуюся ситуацию? Найдена форма такого ликбеза-скорой помощи для учителя - это сетевые сообщества, в которых есть возможность научить ориентироваться в информационной среде, находить и обрабатывать необходимую информацию, влиться в современный информационный поток, такой понятный и привычный для учеников.
Где учитель может научиться общаться и координировать свою работу с работой других участников? В группе единомышленников! Сегодняшняя образовательная среда расширилась и вышла из школьных стен. И учителю нельзя игнорировать образовательные потребности ученика. Но для осознания этих потребностей надо овладеть инструментами современного информационного воздействия. Главный инструмент, которым нужно овладеть, – это совместное творчество в сетевом коллективе.
Информационная система внутри сети включает: данные - сырые необработанные или неосмысленные элементы информацию - интеллектуально обработанные данные знание - информацию включенную в контекст ситуации смысл - понимание нюансов, ценности и скрытых значений знания Информационная система находится в состоянии развития.
Освоение сетевых умений и навыков в совместных проектах Современный человек должен быть способен: использовать богатство информации, хранимой в подключенных к Сети компьютерах; использовать для поиска и обработки информации сетевые программные агенты - информационные сервисы, сетевые социальные сервисы; использовать для мышления других людей, которые ищут информацию, представляют в сети свои знания, демонстрируют в сети свои навыки и умения; думать и действовать в меняющихся условиях.
Цели сетевого сообщества: создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества; организация формального и неформального общения на профессиональные темы; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; обмен опытом учения-обучения; распространение успешных педагогических практик; поддержка новых образовательных инициатив.
Задачи сетевого сообщества педагогов Переход от индивидуальной позиции к позиции коллективной. Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. Критичность мышления. Коллективная, со-общная деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы.
В сообществе обмена знаниями Обучение происходит в сообществах, где учебной практикой является участие в жизни общества. Обучение деятельности происходит в процессе общения. Это общение создает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов,которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества.