Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тире Точка с запятой Двоеточие Знаки препинания между частями БСП.
Advertisements

- Точка; - Точка с запятой; - Тире; - Двоеточие..
Учитель Ткаченко Т.Н. Знаки препинания в БЕСОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Цели урока : Образовательные : - закрепить знания по теме « Сложные предложения »; - познакомить с бессоюзными сложными предложениями ; - учить строить.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Выполнила: ученица 11 класса Коновалова Анна Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г. Проект.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Тема: Сложные предложения Ли Е.Н. гимназия 22 Майкоп.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное бессоюзное предложение урок изучения нового материала.
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Понятие о бессоюзном сложном предложении Цели урока: 1.Понять особенности БСП; 2.Понимать и выявлять смысловые отношения между частями БСП.
Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы: Простые Составные.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Сложное предложение Общие понятия. Презентация к урокам синтаксиса в 9 классе. Балмаева Г.И.
Знаки препинания в БСП Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Транксрипт:

Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями): I. Перечислительные II. Причинные III. Пояснительные IV. Пояснительно – изъяснительные V. Сопоставительно-противительные отношения VI. Условно-временные VII. Следствия

(перечисляются какие-то факты, события, явления): (перечисляются какие-то факты, события, явления): [Я не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) [ ], [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и. Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений

(второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом): [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

(второе предложение поясняет первое): (второе предложение поясняет первое): 1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) 2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) Такие бессоюзные предложения синонимичны предло­жениям с пояснительным союзом а именно.

(второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.): 1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) [ ]: [ ]. 2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) [ ]: [ ]. Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

(содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему): 1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) [ ], [ ]. 2) [Чин следовал ему] [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) [ ] [ ]. (А. Грибоедов) [ ] [ ]. Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

(первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором): 1) [Любишь кататься] [люби и саночки возить] (пословица) [ ] [ ]. 2) [Увидишься с Горьким] [поговори с ним] (А. Чехов) - [ ]- [ ]. Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

(второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом): [ Мелкий дождик сеет с утра ] [выйти невозможно] (И. Тургенев) [ ] – [ ].

ЗнакиЗначениеКак проверить?, одновременность и последовательность по смыслу - а) при противопоставлении б) в первом предложении время или условие в) во втором предложении следствие союзами а, но и др союзами когда и если союзом так что : а) во втором предложении причина б) второе предложение поясняет первое в) второе предложение дополняет первое союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что

Жарко светило солнце _ блестели радугами стаканы _ блестели горы _ город.

Трескался лед _ снег шуршал _ о каменную стену сторожки _ и скрипел под ногами.

Снег слепил лицо _ порошил глаза _ ветер вертел его седыми вихрями _ вокруг труб миноносца.

На улице ветер _ все качается _ стонет _ гремит.

Я закрывал окна _ выходящие на канал _ и спрашивал _ не затопить ли камин.

Дорога вилась передо мною _ между кустами орешника _ уже залитыми мраком _ я продвигался с трудом.

В глазах у меня потемнело _ голова закружилась.

Застучали колеса _ на переходе мелькнул огонь _ будка вынырнула из темноты _ и опять пропала.

Слабо шуршала _ падали шишки _ вздыхая _ шумел лес.

Я доверяю любящим _ они великодушны.