Концепция новой примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технологии обучения Девисилов Владимир Аркадьевич МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Advertisements

Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Обучение и подготовка кадров по охране труда в вузах: состояние, проблемы, задачи Девисилов Владимир Аркадьевич МГТУ им. Н.Э. Баумана
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Педагогическое проектирование концептуальной модели осуществлялось на двух уровнях: - теоретико-методологическом - дидактическом.
Концептуально- технологическая модель организации педагогического процесса в формате ФГТ.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Транксрипт:

Концепция новой примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технологии обучения Девисилов Владимир Аркадьевич МГТУ им. Н.Э. Баумана зам. председателя УМС «Техносферная безопасность», член. президиума, уч. секретарь НМС по безопасности жизнедеятельности Минобрнауки России, гл. редактор журнала «Безопасность в техносфере» Тел. в

Проблемы современного содержания и технологий обучения Противоречие между необходимостью сохранения общности мировоззренческой направленности дисциплины и современными требованиями к вариативности содержания применительно к различным научно-образовательным областям знаний и направлениям подготовки Технократизированность содержания, это затрудняет ее восприятие студентами, обучающимся по гуманитарно-социальным и экономико-управленческим образовательным областям знаний. Неподготовленность студентов к восприятию дисциплины, недостаточна пропедевтика школьного предмета ОБЖ Методологическая сложность содержания Использование традиционной технологии обучения, основанной на дескриптивной совокупности знаний Невысокая оценка дисциплины студентами и выпускающими кафедрами

Концептуальные походы к модернизации программы определение цели и механизмов функциональной ориентации обучения конструкционная оптимизация состава и структуры программы разработка структурно-логической дидактической системы проектирования образования выработка механизмов, обеспечивающих ее гибкость и мобильность в отношении изменений в науке, подходам к системе образования и потребностям экономики

Цель образования Формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Ноксологическая культура - это готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Компетенции бакалавра в области безопасности Общекультурные компетенции: I.владеет культурой безопасности, экологическим сознанием и риск- ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности II.понимает проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека III.владеет приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества.

Компетенции бакалавра в области безопасности Профессиональные компетенции : IV.владеет культурой профессиональной безопасности, способен идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности IV.готов применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности Указанные компетенции могут уточняться в зависимости от профессиональной области деятельности

Компетенции магистра и специалиста в области безопасности Общекультурные компетенции: владеет культурой безопасности и риск-мышлением обладает мотивацией и способностями для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности способен осознавать, критически оценивать и анализировать вклад своей предметной области в решении экологических проблем и проблем безопасности способен использовать полученные знания для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Компетенции магистра и специалиста в области безопасности Профессиональные компетенции: готов к постоянному совершенствованию профессиональной деятельности, принимаемых решений и разработок в направлении повышения безопасности владеет полным комплексом правовых и нормативных актов в сфере безопасности, относящихся к виду и объекту профессиональной деятельности

Знания, умения, навыки знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Проектирование педагогической системы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Формирование функциональной ориентации Определение целей (целеформирование и целераспределение) Конструкционная оптимизация (модернизация содержания и структуры) Разработка технологий обучения и развития системы Генеральная цель Формирование профессиональной культуры безопасности Задачи и этапы проектирования педагогической системы Компетенция I Компетенция II Компетенция III Компетенции IV, V Общие компетенции Дисциплинарные компетенции Формирование системы ноксологических знаний Формирование навыков и умений Формирование творческого мышления Формирование мотивации ФУНКЦИЯ Аксио-праксиологическая Аксио-гноселогическая Гносеологическая Праксиологическая Эпистемологическая Праксиологическая Гносеологическая Мотивационная Формирование когнитивного образа ноксосферной картины среды обитания Междисциплинарные связи Внутренняя оптимизация содержания дисциплины (модульная структура) Внешняя оптимизация учебных планов и содержания дисциплин Инвари антное ядро содержание Вариативное Модули Гуманитарные, экономические, общепрофессинальные и специальные дисциплины Аудиторная работа Лекции Практикум Лабораторные занятия Доклады Самостоятельная работа Домашние задания Рефераты Подготовка презентаций и докладов Разработка раздела БЖД в ВКР Консультации и индивидуальная работа со студентами Мониторинг образования Экзамен Рубежный контроль (входное и выходное тестирование по модулям) Анализ ВКР и итогового экзамена Анализ изменений в науке и практике Внешний контроль (внутри и вне вузовский) Отзывы работодателей Корректирующее воздействие

Цели, задачи и функции дисциплины Знания, умения, навыки Общие культурные, профессиональные компетенции, дисциплинарные профессиональные компетенции Содержание дисциплины Трудоемкость дисциплины и видов учебной работы УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Блок инвариантный Блок образовательной области Блок вузовский Расчетный и интерактивный практикум Лабораторный практикум Самостоятельная работа Диагностика и квалиметрия Учебно-методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Методические рекомендации по организации учебного процесса Компьютерный Инструментальный Реферативная Презентации и доклады Методика Шкала баловКонтрольные вопросы Литература Программные средства Стенды, оборудование По видам занятий По оценке результатов Учебные кейсы

Описанные структура и принцип формирования содержания образования позволяет сохранить концептуальную общность образования и гармонизировать общенаучную и мировоззренческую направленность дисциплины и ее системно-деятельностную профессиональную ориентацию. Наличие знаниевой ноксологической базы (инвариантное блок-ядро), формирующей когнитивную картину ноксосферы, упрощает адаптацию человека при смене вида деятельности, переобучение и повышение квалификации, реализует акмеологическую функцию образования, т.е. обеспечивает продуктивную деятельность в области безопасности в последующей активной профессиональной деятельности.

Технологии обучения Традиционные технологии обучения – лекции, практикумы, лабораторные занятия, требуют совершенствования, ориентированного на внедрение методик, активизирующих мыслительную и познавательную деятельность, креативных способностей личности Самостоятельная работа. В самостоятельную работу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента - домашние задания - Выпускная квалификационная работа (ВКР) Интерактивные формы обучения (деловые и ролевые игры) Учебные кейсы Постановочно-проблемный характер обучения Системно-деятельностная направленность

Мониторинг, диагностика и квалиметрия компетенций Тестовый входной и выходной контроль Балльно-рейтинговая оценка компетенций и результатов обучения (знаний, умений, владений) Оценка трудоемкости модулей в зачетных единицах Шкала пересчета баллов в систему традиционных оценок Междисциплинарный выпускной государственный экзамен (ВГЭ) Выпускная квалификационная работа

Безопасность жизнедеятельности сравнительно новая для высшей школы научно- образовательная область. Ее научная и методологическая база находится в стадии активного формирования содержания и дидактических основ в соответствии с новыми подходами к целям высшего образования. Примерная программа дисциплины и технология обучения по ней должны обеспечивать структурно-содержательное единство в соответствии с общей образовательной концепцией в области безопасности, возможность диверсификации содержания применительно к конкретным областям знаний и профилям подготовки и верификации степени освоения компетенций в области безопасности. Проект примерной программы дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» для высшей школы предполагается опубликовать в журнале «Безопасность в техносфере». Будут также опубликованы примеры реализации примерной программы для различных образовательных областей и направлений подготовки в соответствии с вводимым новым классификатором высшего образования. Примерную программу предполагается согласовать в профильных ведомствах: - МЧС России - Минздравсоцразвитии России - МПР и экологии России ( Ростехнадзор)

ИНФОРМАЦИЯ Сайт: г.2007 г г.2009 г.

УМС «Техносферная безопасность» и НМС по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» призывает вузы и коллективы кафедр принять активное участие в намеченной работе

Спасибо за внимание и успехов в нашем общем деле