Концепция новой примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технологии обучения Девисилов Владимир Аркадьевич МГТУ им. Н.Э. Баумана зам. председателя УМС «Техносферная безопасность», член. президиума, уч. секретарь НМС по безопасности жизнедеятельности Минобрнауки России, гл. редактор журнала «Безопасность в техносфере» Тел. в
Проблемы современного содержания и технологий обучения Противоречие между необходимостью сохранения общности мировоззренческой направленности дисциплины и современными требованиями к вариативности содержания применительно к различным научно-образовательным областям знаний и направлениям подготовки Технократизированность содержания, это затрудняет ее восприятие студентами, обучающимся по гуманитарно-социальным и экономико-управленческим образовательным областям знаний. Неподготовленность студентов к восприятию дисциплины, недостаточна пропедевтика школьного предмета ОБЖ Методологическая сложность содержания Использование традиционной технологии обучения, основанной на дескриптивной совокупности знаний Невысокая оценка дисциплины студентами и выпускающими кафедрами
Концептуальные походы к модернизации программы определение цели и механизмов функциональной ориентации обучения конструкционная оптимизация состава и структуры программы разработка структурно-логической дидактической системы проектирования образования выработка механизмов, обеспечивающих ее гибкость и мобильность в отношении изменений в науке, подходам к системе образования и потребностям экономики
Цель образования Формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Ноксологическая культура - это готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характер мышления, при котором вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Компетенции бакалавра в области безопасности Общекультурные компетенции: I.владеет культурой безопасности, экологическим сознанием и риск- ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности II.понимает проблемы устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека III.владеет приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества.
Компетенции бакалавра в области безопасности Профессиональные компетенции : IV.владеет культурой профессиональной безопасности, способен идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности IV.готов применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности Указанные компетенции могут уточняться в зависимости от профессиональной области деятельности
Компетенции магистра и специалиста в области безопасности Общекультурные компетенции: владеет культурой безопасности и риск-мышлением обладает мотивацией и способностями для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности способен осознавать, критически оценивать и анализировать вклад своей предметной области в решении экологических проблем и проблем безопасности способен использовать полученные знания для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Компетенции магистра и специалиста в области безопасности Профессиональные компетенции: готов к постоянному совершенствованию профессиональной деятельности, принимаемых решений и разработок в направлении повышения безопасности владеет полным комплексом правовых и нормативных актов в сфере безопасности, относящихся к виду и объекту профессиональной деятельности
Знания, умения, навыки знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Проектирование педагогической системы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Формирование функциональной ориентации Определение целей (целеформирование и целераспределение) Конструкционная оптимизация (модернизация содержания и структуры) Разработка технологий обучения и развития системы Генеральная цель Формирование профессиональной культуры безопасности Задачи и этапы проектирования педагогической системы Компетенция I Компетенция II Компетенция III Компетенции IV, V Общие компетенции Дисциплинарные компетенции Формирование системы ноксологических знаний Формирование навыков и умений Формирование творческого мышления Формирование мотивации ФУНКЦИЯ Аксио-праксиологическая Аксио-гноселогическая Гносеологическая Праксиологическая Эпистемологическая Праксиологическая Гносеологическая Мотивационная Формирование когнитивного образа ноксосферной картины среды обитания Междисциплинарные связи Внутренняя оптимизация содержания дисциплины (модульная структура) Внешняя оптимизация учебных планов и содержания дисциплин Инвари антное ядро содержание Вариативное Модули Гуманитарные, экономические, общепрофессинальные и специальные дисциплины Аудиторная работа Лекции Практикум Лабораторные занятия Доклады Самостоятельная работа Домашние задания Рефераты Подготовка презентаций и докладов Разработка раздела БЖД в ВКР Консультации и индивидуальная работа со студентами Мониторинг образования Экзамен Рубежный контроль (входное и выходное тестирование по модулям) Анализ ВКР и итогового экзамена Анализ изменений в науке и практике Внешний контроль (внутри и вне вузовский) Отзывы работодателей Корректирующее воздействие
Цели, задачи и функции дисциплины Знания, умения, навыки Общие культурные, профессиональные компетенции, дисциплинарные профессиональные компетенции Содержание дисциплины Трудоемкость дисциплины и видов учебной работы УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ Блок инвариантный Блок образовательной области Блок вузовский Расчетный и интерактивный практикум Лабораторный практикум Самостоятельная работа Диагностика и квалиметрия Учебно-методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Методические рекомендации по организации учебного процесса Компьютерный Инструментальный Реферативная Презентации и доклады Методика Шкала баловКонтрольные вопросы Литература Программные средства Стенды, оборудование По видам занятий По оценке результатов Учебные кейсы
Описанные структура и принцип формирования содержания образования позволяет сохранить концептуальную общность образования и гармонизировать общенаучную и мировоззренческую направленность дисциплины и ее системно-деятельностную профессиональную ориентацию. Наличие знаниевой ноксологической базы (инвариантное блок-ядро), формирующей когнитивную картину ноксосферы, упрощает адаптацию человека при смене вида деятельности, переобучение и повышение квалификации, реализует акмеологическую функцию образования, т.е. обеспечивает продуктивную деятельность в области безопасности в последующей активной профессиональной деятельности.
Технологии обучения Традиционные технологии обучения – лекции, практикумы, лабораторные занятия, требуют совершенствования, ориентированного на внедрение методик, активизирующих мыслительную и познавательную деятельность, креативных способностей личности Самостоятельная работа. В самостоятельную работу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента - домашние задания - Выпускная квалификационная работа (ВКР) Интерактивные формы обучения (деловые и ролевые игры) Учебные кейсы Постановочно-проблемный характер обучения Системно-деятельностная направленность
Мониторинг, диагностика и квалиметрия компетенций Тестовый входной и выходной контроль Балльно-рейтинговая оценка компетенций и результатов обучения (знаний, умений, владений) Оценка трудоемкости модулей в зачетных единицах Шкала пересчета баллов в систему традиционных оценок Междисциплинарный выпускной государственный экзамен (ВГЭ) Выпускная квалификационная работа
Безопасность жизнедеятельности сравнительно новая для высшей школы научно- образовательная область. Ее научная и методологическая база находится в стадии активного формирования содержания и дидактических основ в соответствии с новыми подходами к целям высшего образования. Примерная программа дисциплины и технология обучения по ней должны обеспечивать структурно-содержательное единство в соответствии с общей образовательной концепцией в области безопасности, возможность диверсификации содержания применительно к конкретным областям знаний и профилям подготовки и верификации степени освоения компетенций в области безопасности. Проект примерной программы дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» для высшей школы предполагается опубликовать в журнале «Безопасность в техносфере». Будут также опубликованы примеры реализации примерной программы для различных образовательных областей и направлений подготовки в соответствии с вводимым новым классификатором высшего образования. Примерную программу предполагается согласовать в профильных ведомствах: - МЧС России - Минздравсоцразвитии России - МПР и экологии России ( Ростехнадзор)
ИНФОРМАЦИЯ Сайт: г.2007 г г.2009 г.
УМС «Техносферная безопасность» и НМС по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» призывает вузы и коллективы кафедр принять активное участие в намеченной работе
Спасибо за внимание и успехов в нашем общем деле