Тема урока Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цели и задачи -Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву. - Составить план написания сочинения. - Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях. - Развивать речь учащихся, умение работать с учебником. - Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» План I.Вступление. Петр Гринев – главное действу- ющее лицо. II.Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. 2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. а) семья Мироновых; б) любовь к Маше; в) ссора со Швабриным. 4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к Маше и Гриневу. III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.
I.Петр Гринев – главное действующее лицо. Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую- щее лицо, но и «автор» записок, повест- вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас- крывающийся в истории по жизни, в по- ступках и образ старого помещика, офи- цера в отставке, уже умудренного житей- ским опытом, теперь на досуге вспоми- нающего историю своей молодости.
II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя. -Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности? - Какие уроки герой получил от отца? («…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»). - Расскажите о матери Гринева. - Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь. -Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»? -(мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме- няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости. -Какое впечатление произвела на Гринева Бело- горская крепость? -Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили- су Егоровну? -(Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч- тенные. Иван Кузьмич – человек необразован- ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро- нова – девушка благоразумная и чувствительная).
-Какое первое впечатление героя о Марье Ива- новне? - Какие черты героя раскрываются в любви к Ма- ше? - Что стало причиной ссоры со Швабриным? -( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше. -Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости? - Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым? -( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого) - Что чувствует Гринев во время казни Пугачева? -( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева. Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.