Что изучает физика. Физические явления, наблюдения и опыты.
Роль физики в современном мире Физика как важнейший источник знаний об окружающем мире. Физика исследует наиболее общие свойства и формы движения материи. Она ищет ответы на вопросы: как устроен окружающий мир, каким законам подчиняются происходящие в нем явления и процессы.
Основные этапы познания « первоначала вещей» 50г. До н.э. Лукреций Кар: мир – это атомы, движущиеся в пустоте XVIII - XIX вв. – сформирована механическая картина мира. Вторая половина XIX в. - начало XX в.вв. – электромагнитная картина мира Середина XX в. - современная физическая картина мира, включающая теорию относительности и квантовую теорию. Возникли новые научные дисциплины.
Агрофизика изучает физические процессы в почве. Петрофизика исследует связь физических свойств горных пород с их структурой.
Физика как основа научно технического прогресса Возникновение электротехники как результат исследований многих ученых в области электромагнетизма. Создание телеграфа, электрических осветителей, телефона, радио, электродвигателей, открытие линий метрополитена - триумфальное шествие изобретений XIX века.
Развитие электроники как результат открытия электрона и создание квантовой теории. Вакуумная полупроводниковая микроэлектроника приводит к созданию совершенных систем радиосвязи, развивается телевидение, совершенствуется ЭВМ, появляются персональные компьютеры, создается лазер, т.е. все то, что так привычно для современного человека.
Исследования в области ядерной физики позволили решить энергетические проблемы, родилась ядерная энергетика.
Научный метод познания. Моделирование Модель как приближение к реальной действительности характеризует лишь отдельные ее стороны и имеет определенные границы применяемости: - модель материальной точки; - модель идеального газа; - модель структурного строения вещества; - модель электронного газа; - модель физических полей и др.
Физика как важнейший компонент общечеловеческой культуры. Каждый человек должен представлять, как устроен мир, в котором он живет, беречь и преобразовывать его для последующих поколений. Поэтому он должен понимать, по каким законам происходят процессы в природе, и уважать их. Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явленья обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать. (Гете. Фауст)
Экспериментальный метод: выдвижение гипотезы на основе имеющихся знаний, наблюдений, подлежащих экспериментальной проверке; планирование эксперимента, отбор оборудования; проведение опытов; анализ результатов, выяснение количественной связи между физическими величинами, выявление частных закономерностей, развитие теории явления.
Особое значение имеют физические величины, которые вводятся для описания происходящих явлений и позволяют пользоваться математическими методами и операциями: определение средних величин; составление уравнений, неравенств; исследование зависимостей между физическими величинами, прямая и обратная пропорциональность; графическое изображение результатов измерения; формулировка законов в количественной форме.
Научный метод познания позволяет находить законы явлений, которые приводят к построению теории явления, дает возможность предвидеть новые неизвестные особенности явления, требующие новой экспериментальной проверки. Человек получает возможность управлять явлениями природы и использовать их во благо человека. Но многие явления достаточно сложны, так как в них переплетаются различные процессы. Например, явление грозы - это следующие процессы:
а ) тепловые (испарение и конденсация воздушного пара); б) электрические (возникновение электрических зарядов и электрического напряжения между грозовыми облаками); в) оптические (молния, возникновение электрического разряда); г) акустические (гром); д) механические (падение капель, ветер, движение облаков, образование вихрей).
Домашнее задание: Стр. 3-5.